Каждый ребёнок осваивает новые навыки (в том числе и речевые) в своём темпе. О задержке речевого развития можно говорить, если:
🔹 В любом возрасте ребенок не реагирует на звуки, особенно на голос родителя,
🔹 В 9 месяцев не появился лепет (повторение отдельных слогов: ба-ба-ба, да-да-да),
🔹 В 12 месяцев не произносит лепетные слова (ма-ма, да-да, па-па), чтобы привлечь внимание родителей,
🔹 В 15 месяцев не произносит отдельных слов, кроме «мама», «дада» и «папа»,
🔹 В 18 месяцев в словарном запасе нет минимум пяти слов, которые ребёнок произносит спонтанно, чтобы что-то попросить или прокомментировать,
Не понимает простую одноступенчатую команду без помощи жеста,
Не указывает на какой-то интересующий его предмет, чтобы привлечь к нему внимание другого человека,
🔹 В 24 месяца использует в речи менее 50-ти слов,
Не составляет сам фразу из двух слов. Устойчивые сочетания (например, «фронтальный погрузчик», «тиранозавр Рекс», «крошка енот» не считаются).
Среди двухлетних детей задержка развития речи отмечается у 10 - 15%, а среди трехлетних и старше - у 5%.
Кто в группе риска?
- Дети, чьи родители не окончили школу,
- Недоношенные, или рожденные чуть раньше срока (в 37 - 38 недель),
- Дети, у родителей которых была задержка речевого развития или нарушение школьных навыков,
- Дети мам с депрессией,
- Мальчики.
Каковы причины?
- Чаще всего у ребёнка с задержкой речевого развития нет каких-либо заболеваний или состояний, которые мешали бы ему учиться говорить. Это индивидуальная особенность, и такие дети к началу школы догоняют ровесников.
- Ситуация, когда родители не уделяют внимание воспитанию. Если с детьми не разговаривать и не читать им книги, ограничить общение с ними, им понадобится намного больше времени, чтобы научиться говорить.
Все остальные причины встречаются намного реже, но обязательно нужно их исключить.
- Нарушение слуха. Слух - первое, что нужно проверить при задержке речевого развития. Если человек не слышит язык, он не может и учиться разговаривать на нем.
- Аутизм. Не у всех детей с аутизмом задерживается речевое развитие, но при этом состоянии человек не стремится общаться, соответственно, речь не развивается.
- Неврологические, генетические и другие заболевания, при которых может быть в той или иной степени снижен интеллект.
Современная наука считает, что начать лечить детей с задержкой речевого развития нужно как можно раньше. Речь - ключевой навык, который необходим человеку для полноценного развития и жизни в обществе. Чем раньше начать тренировку речи, тем больше нейронных связей можно вырастить, и это очень полезно. Иногда родители пытаются объяснить, почему их не беспокоит, что речь их ребенка не соответствует возрастной норме. «Его отец тоже поздно заговорил», «Он просто мальчик, мальчики начинают говорить позже», «Он прекрасно обходится жестами», «Мы его и так понимаем», «Он билингв». Все эти причины (или нет?) - не повод откладывать лечение.
Как лечат задержку развития речи?
Если есть заболевание, которое послужило причиной задержки, лечение направляют на него. Например, кохлеарный имплант при глухоте.
Главный метод лечения задержки речевого развития - это занятия с логопедом (плюс домашние задания от него, вовлеченность родителей очень важна).
Таблетку, которая бы помогла заговорить, еще не придумали. Ноотропы, антиоксиданты, препараты, улучшающие мозговой кровоток не показаны в этой ситуации (они вообще ни в какой ситуации не показаны).
Профилактика:
- Читайте ребёнку вслух как можно больше,
- Включайте в беседу с ним необычные или сложные слова,
- Вовлекайте его в диалог при чтении, предлагайте прокомментировать картинки в книге, обсуждайте прочитанные истории,
- Комментируйте всё, что делаете в течение дня,
- Слушайте ребёнка и отвечайте ему, проговаривая, что он имеет в виду. Например, он говорит: «мяч!», а вы отвечаете: «ты хочешь мяч»,
- Ограничьте телевизор, интернет, а также электронные игрушки,
- Задавайте вопросы, предлагайте ребёнку выбирать ответ,
- Сопровождение слов жестами улучшает понимание.