Фильмы « Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Бык»» появились до пандемии, но сегодня воспринимаются как актуальные. Они о жизни, наполненной блатным или даже бандитским содержанием. Но есть в них момент преодоления тяжелой жизни, моральный компас, оказавшийся в руках молодых режиссеров.
В 2011 году родился продюсерский центр «ВГИК – дебют». Именно в нем снимались обе вышеназванные ленты. Задача была поставлена трудная: вывести молодых через дебют в прокат и на фестивали страны. У нас выпускается 80 картин в год, из них 20 пробиваются в прокат. Как же быть молодым? Но у молодых есть поддержка – ежегодный фестиваль ВГИКа, есть и поддержка государства.
Задача была выполнена блестяще. «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» , «Бык» имеют высокие фестивальные награды, получили признание зрителей. К ним присоединились ленты «Звезды», «Рок», «Девиле». «Печень». Высоко оценила их пресса во время показа фильмов в Карловах Варах, Берлине.
Лихо, с юмором и драматизмом напряженной борьбы снят фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Отец у 27 летнего Витьки Чеснока всю жизнь был вором, бросил сына. Витька везет отца, чтобы навсегда от него избавиться. Но в финале готов за него жизнь положить. Кажется сказка. Но на самом деле очень жизненный фильм.
Бюджет фильма был скромный. Основные декорации - просторы России, а достоинства — современный стиль съемки и блестящая актерская работа Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова. Серебряков, которого после роли в фильме «Левиафан» знает весь мир, согласился играть бесплатно. Роль криминального авторитета Платона играет Андрей Смирнов – выдающийся мастер советского и российского кино.
Режиссер Александр Хант снял роуд – муви, фильм – путешествие, обогатив его эволюцией героев и живой меткой речью. Для съемок был выбран самый неблагополучный город России – Тверь. При всей экономии сумма на фильм оказалась недостаточной и был организован сбор средств на основе краудфандинговой компании. В итоге – фильм был завершен.
Фильм «Бык» был удостоен главной премии фестиваля «Кинотавр». На экране криминальный мир, лихие 90. Главный герой – глава уличной банды. Режиссер Борис Акопов, вероятно, во многом узнал этот мир из рассказов отца. Тот служил следователем как раз в эти годы. Бык – термин из тюремной иерархии, означающий заключенного, приближенного к авторитету.
И еще у главного героя болезнь - кардиомегалия, синдром бычьего сердца, то сердца увеличенных размеров. Последнее еще и метафора. Жизнь толкает на криминальные преступления, а привязанность к людям, способность жить сердцем противостоит этому. Герой фильма заботится о маме и младшем брате. Но круговерть криминальной зависимости ломает порывы его души.
По сюжету гибель одного из персонажей просто случайно застают дети — это почти реальный случай из детства Акопова, отсюда в начале «Быка» стоит титр о правдивости истории. Но авторам фильмов, которые снимаются молодыми в центре «ВГИК – дебют» важно не только рассказать историю, важно увидеть что там впереди. Неужели нынешний кризис вернет нам бандитскую жизнь. Оба фильма утверждают: ни за что!
Владимир Жерехов
Просьба оставлять комментарии и при желании подписываться
.