Найти тему
Истории о живописи

Цифровая живопись. Фейк или искусство?

Всего несколько десятилетий назад профессии «цифровой художник» попросту не существовало. Это одна из самых юных, креативных и творческих профессий, рожденная в век компьютерных технологий. Поскольку компьютеры и смартфоны пришли в нашу жизнь надолго, профессия эта будет существовать и развиваться. И раз уж цифровые художники появились, обычные живописцы должны с этим смириться. Но вот признавать ли цифровые творения шедеврами и предметами искусства – это пока вопрос.

Чем же занимается цифровой художник? Этот «новый» человек водит стилусом по графическому планшету, как карандашом по листу бумаги или кистью по холсту, создавая рисунок. Большинство таких специалистов имеют классическое художественное образование и прекрасно могут написать обычную картину. Но некоторые знакомы только с Фотошопом и несколькими простенькими приемами в области создания графики. Кто-то занимается примитивной обработкой фотографий, имитируя живопись, кто-то создает с нуля уникальные образы.

Цифровые художники востребованы не только в компаниях, разрабатывающих компьютерные игры, в киноиндустрии, рекламе и анимации, но и в издательском деле, где необходима иллюстрация книг и в сфере люксовых подарков.

Так что же такое цифровая живопись, ведь слово «живопись» подразумевает не коммерцию, а искусство в чистом виде.

Изабелла Моравец - признанный цифровой художник. Она рассказывает, что начинает разработку макета будущей картины с черно-белого шаблона, где гармонично выстраивает свет и тени. После того, как получен удачный монохромный эскиз, Моравец расцвечивает изображение электронной кистью.

Такой подход кажется профессиональным, если не брать в расчет, что художница предпочитает выбирать яркие моменты из телепередач и сериалов, где герои активны в мимике, а сцены построены режиссером. Скриншот с экрана становится базой для картины, которую вы, рассматривая на смартфоне, не отличите от классической акварели или масла.

Но ведь, с другой стороны, живописцы с конца XIX века и до наших дней не гнушаются пользоваться фотографией в качестве референса, а гении Возрождения ставили в своих мастерских камеры обскуры.

Академик, член Императорской Академии Художеств Константин Крыжицкий. "Повеяло весной". 1910 г. Пейзаж написан по фото-открытке
Академик, член Императорской Академии Художеств Константин Крыжицкий. "Повеяло весной". 1910 г. Пейзаж написан по фото-открытке
Яссир Алиф (Марокко/Германия). Цифровая картина «Природный парк Дюбенер Хайде в Германии»
Яссир Алиф (Марокко/Германия). Цифровая картина «Природный парк Дюбенер Хайде в Германии»

Хороший цифровой художник должен не просто уметь пользоваться графическими редакторами. Он, так же, как и классический живописец, не может обойтись без умения строить композицию, без знания воздушной перспективы, без чувства гармонии цвета. Некоторые изображения создаются полностью с нуля только стилусом без использования фотографий. Получается, что такие картины возможно создать только настоящему мастеру. Но вот что происходит дальше? Ведь образ есть, но он не материален.

Следующий шаг – это печать изображения. Созданную вручную работу можно тиражировать бесконечное количество раз. Но все новое – хорошо забытое старое. Этот метод получения изображения сходен с гравюрой. Оттиск еще тысячу лет назад позволял многократно воспроизводить картину.

Сложно представить, что посетители галерей, которые ценят живопись, будут восхищаться принтами. Фанаты фотографий любят редкие и необработанные кадры, они тоже скорее всего не оценят синтетическое творчество компьютера и человека.

Выходит, что новый вид живописи нужен новому зрителю. И скорее всего старшее поколение с этим «новым зрителем» не знакомо.

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц