Найти тему
«Старые газеты»

Гагарины 1804 года. История воздухоплавания.

Оглавление

"Санкт-Петербургские ведомости" от 1804 года я открыла, чтобы прочитать про судебный процесс вокруг заговора Моро.

Но глаз внезапно зацепился за героические подвиги первых воздухоплавателей. Хотя мне, конечно, было известно, что братья Монгольфье изобрели свой шар еще в 1783 году, но как-то в голову не приходило, что жизнь аэронавтов к 1804 году стала настолько насыщенной.

Во всех странах Европы, не исключая России, проводились полеты. Воздухоплаватели были популярны как Гагарин, они истово старались победить ветер и сделать шары управляемыми, они конструировали парашюты, они попадали в рискованные передряги, и все это в тот год, когда Бонапарт пока еще даже не думал идти войной на Россию.

Редакция "Санкт-Петербургских ведомостей" была, по-моему, неравнодушна к техническому прогрессу и исправно печатала новости о подвигах аэронавтов. Видимо потому, что наша академия наук тогда усердно трудилась над опытами, связанными с воздухом и воздухоплаванием. Известный воздухоплаватель профессор Робертсон, кстати, служил в Санкт-Петербурге и совершал подготовку полетов вместе с академиком Захаровым. Он же в конце 1804 года испытал парашют на животном.

* * *

Меры длины, упоминаемые в сообщениях:

Английский фут = 0,3048 м., французский фут = 0,3 м.

Тоаз = туаз = 1,949 м.

Французская миля = 4444,4 м.

Верста = 1066,8 м.

* * *

Австрійская Верона отъ 17-го февраля. — Судьба не ​благопріятствуетъ​ ​Италіянскимъ​ воздухоплавателямъ. Нѣкто Сильвестрини предпринялъ недавно воздушное путешествіе; но достигнувъ облаковъ, почувствовалъ такую стужу , что съ поспѣшностію опять началъ опускаться на землю. Шарѣ его надъ дворомъ ​Магдалинина​ монастыря загорѣлся и Сильвестрини помощію каната и скачка въ 20 футовъ удачно освободился отъ угрожающей ему опасности

Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 15 марта 1804  г
Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 15 марта 1804 г

* * *

-3

14 го ​Генваря​ Профессоръ ​Данцель​ дѣлалъ въ Гамбургѣ вторичной опытъ надъ открытымъ имъ механизмомъ для управленія воздушныхъ шаровъ. Посредствомъ онаго шаръ ​пролетаетъ​ въ секунду 12 футовъ, что при употребленіи одной только половины машины, составитъ въ часъ 6 фр[​анцузскихъ​] миль. Въ тотъ же день Профессоръ ​Данцель​ дѣлалъ первой аеростатической опытъ надъ изобрѣтеннымъ имъ другимъ средствомъ для управленія шаровъ; опытъ ​сей​ былъ столь же удаченъ какъ и первой.

Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 29 марта 1804  г
Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 29 марта 1804 г

* * *

Санкт-Петербург. Прошедшаго Іюня мѣсяца 30 дня совершено было здѣсь въ Санктпетербурге воздушное путешествіе, назначенное Императорскою Академіею Наукъ для учиненія разныхъ опытовъ и наблюденій въ высшей части атмосферы.

Академія предложила принять на себя трудъ ​сей​ г.Академику ​Захарову​, который изъявилъ на то свое согласіе дѣйствительно ​изполнилъ​ оный къ совершенному ​ея​ удовольствію.

-5

Шаръ для сего путешествія сдѣланъ былъ въ Съ Петербургѣ г.Профессоромъ ​Робертсономъ​ и имѣлъ 27 французскихъ футовъ въ діаметрѣ.

Приборъ къ оному и наполненіе ​водотворнымъ​ ​гасомъ​ Академія произвела своимъ иждивеніемъ.

Наполненіе произведено было въ саду перваго Кадетскаго Корпуса, откуда г. Академикъ Захаровъ въ сопровожденіи господъ членовъ Академіи наукъ и другихъ ученыхъ мужей отправился на семъ шару въ 7 часовъ 15 минутъ по полудня и поднявшись въ верхъ съ лишкомъ на двѣ версты опустился, не ​встретя​ никакихъ неудобствъ, того же вечера въ 1- часовъ 45 минутъ, въ 60 верстахъ отъ С.Петербурга, въ деревнѣ ​Сиворицахъ​, принадлежащей г. Тайному Совѣтнику Петру Григорьевичу ​Демидову​, коему за оказанную господамъ путешественникамъ помощь Академія долгомъ себѣ поставляетъ изъявить благодарность.

Подробное же извѣстіе, какіе г.Академикъ Захаровъ дѣлалъ опыты и наблюденія, сообщено будетъ впредь.

Чуть подробнее о полете Захарова можно прочитать тут.

Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 8 июля 1804 г.
Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 8 июля 1804 г.

* * *

Швейцария. Г. Паули, Швейцарскій уроженецъ и искусный механикъ, построилъ воздушный шаръ, которымъ посредствомъ совершенно простой механики управляетъ онъ по своему произволенію.

На таковомъ шарѣ онъ поднимается и опускается, даетъ ему направленіе по діагональной линіи, оборачиваетъ его, какъ ему угодно, и безъ малѣйшаго вѣтра пролетаете въ часъ нѣсколько милъ.

-7

22го числа сего мѣсяца сдѣлалъ онъ опытъ надъ симъ шаромъ въ Со, въ звѣринцѣ г-на ​Леконта​.

Около 4 часовъ по полудня поднялся онъ на воздухъ въ присутствіи множества зрителей. Поднявшись въ верхъ на 500 ​тоазовъ​, сдѣлалъ онъ машиною своею полкруга, и казалось, что онъ возвращался къ мѣсту, съ котораго поднялся на воздухъ.

Потомъ поворачивалъ онъ нѣсколько разъ то въ ту, то въ другую сторону; но какъ онъ одинъ былъ въ лодочкѣ и имѣлъ токмо половину вычисленной силы, то вмѣсто того, чтобъ плыть прямо противъ вѣтра, летѣлъ онъ къ Юго-Западу, а къ Юго - Востоку, куда долженъ былъ нести его вѣтеръ, посредствомъ сихъ маневровъ достигъ онъ до замка Озенвилля при Арпаіоне, въ разстояніи 5 миль отъ мѣста его отправленія.

Онъ совершилъ путь ​сей​ менѣе нежели въ часъ, въ которое время онъ два раза спускался на землю. Въ замкѣ Озенвильскомъ встрѣченъ онъ былъ многочисленнымъ собраніемъ знатныхъ особъ.

* * *

Венеція, 25го Августа. — Въ прошедшую среду Графъ Цамбеккари [Замбеккари], коего прошлогоднее неудачное воздушное путешествіе изъ ​Болоніи​ черезъ Адріатическое ​морѣ​ въ Полу, что въ ​Истріи​, у всѣхъ еще въ ​свѣжей​ памяти, предпринялъ въ ​Болоніи​ новое воздушное путешествіе.

Многія тысячи зрителей изъявляли ему сначала рукоплесканіемъ удовольствіе свое; ибо онъ по произволенію своему то поднимался въ верхъ, то опять опускался.

Черезъ четыре часа летѣлъ онъ надъ мѣстечкомъ ​Као​, какъ вдругъ нѣсколько склянокъ съ виннымъ спиртомъ загорѣлись.

Онъ тотчасъ опустился на землю и ​г​-​нъ​ ​Андреоли​, его спутникъ, выскочилъ изъ лодочки въ намѣреніи привязать оную къ дереву. Графъ Цамбеккари [Замбеккари] хотѣлъ то же сдѣлать , но не успѣлъ, ибо шаръ , облегченный выходомъ ​Андреоли​, вдругъ поднялся на воздухъ и унесъ съ собою ​несчастного​ Графа.

Что съ нимъ сдѣлалось , не знаютъ еще и по сіе время.

Граф Франческо Замбеккари
Граф Франческо Замбеккари

* * *

Болонья, 24 августа —Слѣдующія суть ​доставленные​ извѣстія о новомъ воздушномъ путешествіи, совершеннымъ здѣсь 22 числа столь извѣстными по прошлогоднему воздушному путешествію двумя несчастными воздухоплавателями, Графомъ Замбеккари и Др. ​Андреоли​.

​Они​ поднялись на своемъ шарѣ при многочисленномъ собраніи жителей. Зрители большею частію ​разположились​ на окружающемъ городъ нашъ холмѣ, что представляло прекрасное ​зрѣлище​.

По утру въ 6 часовъ возвѣщено было о путешествіи тремя пушечными выстрѣлами ; въ 10 часовъ дѣйствительно оное послѣдовало. Въ 1 часъ воздухоплаватели совершенно скрылись изъ виду.

​Всѣ​ здѣшніе жители и иностранцы колебались между страхомъ и надеждою, между радостію и опасеніемъ въ разсужденіи отважныхъ путешественниковъ, какъ вдругъ г. ​Андреоли​ въ четыре часа по полудня пріѣзжаетъ въ ​Болонію​ на почтовой коляскѣ, съ перевязанною рукою.

Представьте себѣ тѣсноту и величайшее стеченіе народа , когда всякъ желалъ знать, что случилось съ графомъ Замбеккари. ​

Г-​нъ​ ​Андреоли​ отвѣчалъ народу слѣдующее: что ​они​, дабы не приближаться къ Адріатическому морю, у ​Каро​ ​д​’Арджине, первой почтовой станціи по ​Феррольской​ дорогѣ, опустились на землю въ намѣреніи укрѣпить якорь свой за дерево.

Въ то самое время, какъ оный зацѣпился за сукъ, веревка сильно ударилась о лодочку, отъ чего выпали изъ ​Монгольфьеровой​ жаровни, находившейся въ лодочкѣ, искры, ​которыя​ зажгли бывшій въ сосудѣ спиртъ.

При ​сѣй​ очевидной опасности ​г​-​нъ​ ​Андреоли​ спустился по якорной веревкѣ на дерево и захватился за сукъ, которой однакоже сломился; ​Андреоли​ упалъ на землю и ушибъ себѣ руку.

Шаръ, облегченный выходомъ ​Андреоли​ и по причинѣ ​произшедшего​ въ лодочкѣ огня поднялся съ толикою силою на воздухъ , что ни якорь, ни двое крестьянъ не могли его удержать и въ самое короткое время скрылся онъ за облака.

-10

Не безъ основанія надлежало опасаться, что Графъ Замбеккари претерпѣлъ ужаснѣйшее несчастіе. Думали, что онъ сгорѣлъ въ воздухѣ.

Однако ​сѣй​ мужественный путешественникъ не потерялъ и въ величайшей своей опасности присутствія духа; ему удалось потушитъ въ лодочкѣ ​огонъ​ и горѣвшій уже руль ​её​ бросить на землю, который и найденъ, однако, же сіе не было яснымъ ​доказательствомъ​ его спасенія. Тутъ старался Графъ Замбеккари, сколько можно скорѣе, спуститься изъ ​вышшей​ атмосферы, ибо онъ уже видѣлъ предъ собою Адріатическое ​морѣ.

Счастіе и на ​сѣй​ разъ его не оставило. Находившіеся въ то время между Комахіо и Римини рыбаки поспѣшили къ ​нему​ на помощь и взяли его на свои суда, но шаръ вырвался, потому что ​они​, не ​тотчасъ​, какъ имъ велѣлъ Графъ, Замбеккари, прорѣзали оной.

Сего дня по полудни въ (неразбъ) часъ имѣлъ онъ торжественной свой въѣздъ въ ​Болонію​. Болѣе ста каретъ провожали почтовую его открытую коляску, которая везена была толпою молодыхъ людей; съ валовъ палили изъ пушекъ, французское и итальянское -войско было въ строю и играна военная музыка.

Графъ Замбеккари намѣренъ выдать въ свѣтъ полное описаніе своего путешествія.

Лодочка находится въ ​Коммаке​; шарѣ же вѣроятно залетѣлъ весьма далеко, а можетъ быть къ Туркамъ. Извѣстно, что сіи увидѣвъ прежде сего первый шаръ въ Босніи, сочли его за-новое и никогда не виданное ​чудовищѣ​, сперва убили его ружейными ​выстрѣлами​, а потомъ взяли въ полонъ.

​Впрочемъ​, предприметъ ли ​впредь​ Графъ Замбеккари ​третіе​ путешествіе, еще сомнительно; по крайней мѣрѣ онъ никогда уже не согласиться путешествовать на шарѣ ​Монгольфьеровымъ​ ​образомъ​ наполненномъ, причемъ всегда надлежитъ опасаться огня. Образъ наполнять шары французами нынѣ употребляемый не​сравненные​ предъ ​тѣмъ​ имѣетъ преимущества.

В общем, понятно, что граф Замбеккари человек был пылкий и рисковый. О его дальнейшей судьбе можно почитать тут.

* * *

Празднества, по случаю благополучнаго возвращенія воздухоплавателя Графа Замбеккари, продолжались въ Болоньи, 3 дня. ​Оные​ состояли въ освѣщеніи, операхъ, ​маскерадахъ​ и конскихъ ​ристаніяхъ​.

-12

* * *

Италія. Вице — Президентъ Итальянской республики ​получа​ извѣстіе о великодушіи и ревности Кіоджійского корабельщика Антона ​Мальфы​ , оказанныхъ имъ при спасеніи воздухоплавателя Замбеккари, въ то время какъ жизнь его на Адріатическомъ ​морѣ​ находилась въ опасности, просилъ Французскаго комиссара торговыхъ ​делъ​ въ Венеціи доставить ему 50 ​цехиновъ​ ​ве знакъ благодарности.

* * *

Парижъ. ​Г-нъ ​Моманъ​ , многократно поднимавшійся на воздушномъ шарѣ въ Бельгіи, предпринималъ здѣсь въ ​прошедшее​ ​воскресеньѣ​ воздушное путешествіе. Онъ поднялся въ ​Тивольскомъ​ саду, въ улицѣ св. Лазаря. Шаръ его ударился о кровлю, но воздухоплаватель избѣгнулъ несчастія и для облегченія шара, выбросилъ даже свое ​платьѣ​. Впрочемъ челнокъ , на которомъ путешествовалъ недавно г. ​Біотъ​, можетъ ​почесться​ линейнымъ ​кораблёмъ​ въ сравненіи съ аэростатическою лодочкою г-на ​Момана​.

Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 25 октября 1804
Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 25 октября 1804

* * *

-15

Франція. г. ​Ге​ ​Люссакъво время послѣдняго своего воздушнаго путешествія поднялся въ верхъ на 3600 ​тоазовъ​. Это самая величайшая высота, пишутъ въ ​Монтёрѣ​, до какой человѣкъ доселѣ достигалъ и превышаетъ вершину горы Шимборазо шестью стами метровъ.

Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 4 ноября 1804
Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 4 ноября 1804

* * *

Вѣна​. 8 го числа сего мѣсяца, какъ пишутъ въ ​сегоднишнихъ​ нашихъ придворныхъ вѣдомостяхъ, находящійся здѣсь Профессоръ ​Робертсонъ​ совершилъ, съ желаемымъ успѣхомъ, въ присутствіи Ихъ ​Императорско​-​Королевскъ​. Высочествъ Эрцгерцоговъ, всего дворянства и многочисленныхъ зрителей, воздушное свое путешествіе.

Оное началося въ пять часовъ съ четвертью по полудня въ ​Партерѣ​.

Поднявшись довольно высоко спустилъ онъ ​парашутъ​ съ живымъ животнымъ, которое опустилось на землю невредимо.

Сіе воздушное путешествіе весьма ​достопамятно​ по опыту, сдѣланному Профессоромъ ​Робертсономъ​ надъ большимъ парусомъ, посредствомъ котораго давалъ онъ шару желаемое направленіе. Но какъ ​сей​ парусъ могъ бы сильно трясти его шарѣ, то онъ утвердилъ оный на другомъ ​набольшомъ​ шарѣ, коего движеніе отъ движенія главнаго шара было совсѣмъ независимо. Такимъ образомъ привелъ онъ себя въ состояніе направлять шарѣ свой по косвенной линіи, которая удалялась на 15 градусовъ отъ той линіи, по коей должно было его нести вѣтру.

-17

Онъ сдѣлалъ замѣчаніе, что атмосферическая Электрическая сила всякой разъ когда надлежало ему летѣть надъ лѣсомъ, ​вдруг пропадала, и что оная не смотря на весьма ясное небо, всегда находилась положительною и довольно великою.

Самая большая вышина, до которой онъ достигъ въ 3/4 ​шестаго​ часа была почти въ 700 ​тоазовъ​, гдѣ термометр показывалъ 6 градусовъ выше 0.

Ровно въ 6 часовъ упомянутый Профессоръ спустился на равнину ​близъ​ Тресдорфского лѣсу позади Кроненбурга , въ разстояніи 45 милъ отъ ​Вѣны​.

Шаръ носился долгое время по воздуху надъ равниною, поелику брошенный якорь на недавно ​обработанные​ ​поля​ не могъ зацѣпиться, и какъ Г. Робертсонь при семъ примѣтилъ, что онъ можетъ удариться о два большія дерева, находившіяся на его пути, то уперся онъ однимъ ​концемъ​ своего паруса о землю и чрезъ ​произшедшій​ отъ того ударъ опять поднялся онъ выше деревами, ​которые​ тотчасъ якорь и шаръ остановили. ​

Г​-​нъ​ ​Робертсонъ​ получилъ здѣсь всевозможную помощь отъ управителя ​Этля​ и г-на ​Барта​, ​которые​ въ ​сей​ сторонѣ занимались тогда охотою.

Вчера поутру въ 8 часовъ онъ опять возвратился въ здѣшнюю столицу, гдѣ при радостныхъ ​возклицаніяхъ​ народъ проводилъ его карету до его жилища.

Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 11 ноября 1804
Статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 11 ноября 1804

* * *

Другие статьи по истории изобретений можно прочитать тут >>>

* * *

#старые газеты история техники #санкт-петербургские ведомости #старые газеты #общество и люди #история #история воздухоплавания #воздушные шары #аэронавтика #история изобретений #история техники