Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Чёрные души

Оглавление

(Anime nere, 2014, Италия)

Простые и суровые реалии Калабрии: если ты не ездишь на крутом джипе с братвой, значит ты пасёшь коз. А больше тут делать и нечего, если верить данному фильму.
Простые и суровые реалии Калабрии: если ты не ездишь на крутом джипе с братвой, значит ты пасёшь коз. А больше тут делать и нечего, если верить данному фильму.

Возможно, виной тому лишь моя дырявая память, но, посмотрев это кино в год его выхода на экраны, вскоре я о нём начисто забыл. И спустя шесть лет сел смотреть его как новое, разве что с редкими приступами дежавю. Но последнее у кинозрителя с сорокалетним стажем ещё ни о чем не говорит - мало ли схожих картин я повидал за свою жизнь?
И лишь во время неординарной развязки "Чёрных душ" меня наконец-то осенило, что я с ними уже встречался - какой конфуз и позор на мои замаскированные под лысиной седины!

Тем не менее со второй попытки фильм отложился-таки у меня в памяти, и больше я его ни с чем не спутаю. Всё-таки снята эта мрачная история весьма мастерски (реж. Франческо Мунци, по роману Джоаккино Криако) и даже четыре премии на Венецианском фестивале ею были завоеваны.

Хреновато же запоминается она по единственной причине.
Поначалу "Чёрные души" радуют любителя криминальных драм интригующими раскладами, что обещают быть разыгранными не менее интересно. Однако во второй половине картины весь этот "покер" вдруг сметается со стола, а его место занимает вялотекущий сюжетный пасьянс. Который затянется слишком уж надолго, да вдобавок его резкая, как пощечина, концовка явно не оправдает надежд большинства зрителей. Особенно тех, кто не привык к отходу от канонов криминально-гангстерского жанра.

Как вы уже, небось, и сами догадались, так в Калабрии хоронят явно не козлопасов.
Как вы уже, небось, и сами догадались, так в Калабрии хоронят явно не козлопасов.

Впрочем, даже когда сюжет "Чёрных душ" вступает в наиболее тягомотную фазу, он всё равно подбрасывает пищу для ума зрителю, который не прочь иногда побыть этнографом.
И в данном случае мы наблюдаем за одним из "глубинных народов" Италии - калабрийцами с их посконной мафией Ндрангетой. Что, в принципе, почти неразделимые понятия. Ибо вторая - плоть от плоти первого, и её проблемы запросто могут коснуться даже тех, кто считает себя добропорядочным гражданином. А уж коли мафиози есть у вас в родне, будьте покойны: рано или поздно вас точно втянут в разборки, к которым вы вообще не имеете отношения.

История трех братьев-без-фамилии, Луиджи, Рокко и Лучиано из "Чёрных душ" тоже по-калабрийски сложна и неоднозначна.
Кто-то из них собственноручно рулит мафиозной "ячейкой", кто-то всего лишь якшается с мафиози, а кто-то подчёркнуто их сторонится. Однако, как и в случае с пресловутой ложкой дёгтя, остаться в этой "бочке" чистеньким не удастся никому. Тем более, что сын самого законопослушного из братьев рвётся под крылышко к дяде-бандиту и делает всё наперекор отцу.
Естественно, ничем хорошим их "братские" разногласия не закончатся, и каждому из участников сей драмы всё это однажды отрыгнётся.

Не только нравы, но и чисто местечковый колорит в фильме тоже представлен во всей красе и разнообразии.
Дорогие чёрные "тачки" Ндрангеты ездят здесь по горным проселкам, среди пустеющих и разваливающихся деревень. Стада коз разгуливают по склонам и морскому побережью, школы и часовни стоят заброшенными, а в любых развалинах можно наткнуться на тайник с оружием. И всё же калабрийцы часто собираются своими огромными семьями, устраивая среди этого упадка шумные праздники. А также похороны, что в бандитском краю тем более не редкость, ведь до старости здесь, похоже, доживают лишь истинные везунчики.

Чисто семейный сходняк, на котором, как вы опять-таки догадались, решаются вопросы отнюдь не отправки детей в школу и не покупки нового холодильника.
Чисто семейный сходняк, на котором, как вы опять-таки догадались, решаются вопросы отнюдь не отправки детей в школу и не покупки нового холодильника.

***

В общем, у многих из вас "Чёрные души" рискуют оставить горькое послевкусие и даже разочарование, и многие, подобно мне, тоже быстро забудут перипетии этой истории. И всё же надо признать, что художественное кинопособие о жизни и нравах современной апеннинской глубинки у режиссера Мунци вышло неплохое. По крайней мере если вдобавок к этому прочитать какую-нибудь документальную книгу на данную тему. Либо дополнить впечатление похожими современными итальянскими картинами вроде "Безжалостного", "Гоморры" или "Субуры".

Хотя, разумеется, если эта тема вам абсолютно по барабану, то и смотреть этот мрачняк вам нет ни малейшего смысла - только настроение себе испортите да время зря потеряете.

Трейлер фильма: