В известном довоенном фильме «Пётр Первый» есть знаменитая сцена, когда фанатичное духовенство возбуждает народ против снятия колоколов по царскому приказу на литьё пушек.
В самом начале Северной войны, после поражения русской армии под Нарвой, Пётр I издал указ взять церковные и монастырские колокола на отливку новых артиллерийских орудий взамен потерянных.
У историков и писателей эта мера предстаёт одновременно и как неслыханное нововведение, возбудившее против себя тёмный народ, и как принудительное изъятие всех без остатка колоколов, так что храмы Божьи долго не могли теперь благовестить, и как мера, позволившая в самый критический момент вооружить русскую армию и переломить ход Северной войны. Насчёт последнего, правда, встречается и противоположный вариант: мол, наоборот, конфискация колоколов дала слишком мало металла, оказалась бесполезной, а только возбудила страсти.
Что здесь мифы, а что правда?
Изъятию подлежала только четверть колоколов, но Церковь добровольно дала больше
Начнём с того, что подлинный текст царского указа о снятии колоколов не сохранился. Весьма возможно, что такого единого указа и не было, а было устное (как он любил делать) указание Петра I подлежащим учреждениям. Что, впрочем, не отрицает принятия такой меры.
Из окружного послания нижегородского митрополита в феврале 1701 года историки узнали, что было отношение из Пушкарского приказа в Монастырский (то есть, по-современному, из министерства вооружений в министерство духовных дел). Из него следовало, что по царскому повелению необходимо присылать в Москву на Пушечный двор четверть всех церковных и монастырских запасов меди, олова и готовой бронзы, включая ту, что содержится в готовых колоколах. За недопоставку полагался крупный штраф, за перевыполнение плана – награда.
Отсюда явствует, во-первых, что не было тотального снятия колоколов на пушки (а ведь именно на этом настаивали создатели патриотического фильма при товарище Сталине). Церкви и монастыри сами решали, какие колокола им снять и отправить в Москву. Надобно заметить, что в монастырях имелись запасы металла, пока ещё не перелитого в колокола. Были и негодные к использованию колокола. Этот металл в первую очередь направлялся на литьё пушек.
За усердие царь, действительно, награждал. Вологодский архиепископ отправил в Москву большой запас металла, включая два огромных треснувших колокола. Пётр в благодарность послал в Вологду большой колокол, названный за цвет «Лебедью». Этот колокол, видимо, содержал много олова, а для пушечной бронзы требовалось больше меди.
Колокола, представлявшие особую историческую ценность, также не пускались в переплавку. Так, когда Петру доложили, что из Троицкой лавры на Пушечный двор доставлен колокол, на котором было выбито, что сей колокол отлит в 1427 году учениками святого Сергия, то царь распорядился вернуть его в лавру.
Пётр I был в этом не первым!
«Колокольная мобилизация» не была новшеством Петра I. Ещё до него подобные указы издавались царями Алексеем Михайловичем во время войны с Польшей и царевной Софьей перед Крымскими походами. И вообще монастырям велено было регулярно делиться избытками медных запасов с государством. Для этой цели вёлся постоянный учёт металла государственными служащими. Во время Азовских походов и перед началом Северной войны, Пётр уже издавал соответствующие приказы, касавшиеся отдельных монастырей.
Так что, не могло быть и возмущения духовенства и народа снятием всего четверти колоколов как какой-то невиданной, «антихристовой» мерой. Да и что, в конце концов, разве все эти попы и монахи не были русскими патриотами, не желали дать отпор безбожным «люторам» (как называли шведов), собиравшимся вторгнуться на Святую Русь?! Так что и в этом эпизоде создатели культового фильма погрешили против исторической правды.
Колокольная медь – единственный стратегический запас
Наконец, помогла ли «колокольная мобилизация» одержать победу? В свете того, что произошло, России в 1701 году не угрожала опасность. Карл XII уже считал, что с Россией покончено, и сначала решил разделаться с Польшей. Но ведь он мог рассудить иначе и пойти на Москву! Помогли бы тогда колокольные пушки?
Под Нарвой Россия потеряла всю свою полевую артиллерию (то есть не включавшую крепостные орудия) – 195 пушек, мортир, гаубиц и бомбард. До конца 1701 года из свезённого в Москву металла отлили 269 новых орудий. Это позволило покрыть нарвские потери с лихвой!
Надо иметь в виду, что в тот момент церковные и монастырские колокола оказались единственным в стране стратегическим запасом орудийной бронзы. Ведь собственных месторождений металла в России почти не разрабатывалось, а до войны всю медь закупали исключительно в Швеции, которая теперь стала противником, и этот канал поставки прервался.
Так что решение Петра I о «колокольной мобилизации» было на тот момент единственно верным. И оно было встречено с пониманием большинством духовенства и народа. Во всяком случае, ни о каких волнениях по случаю снятия колоколов документы эпохи не свидетельствуют.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.