Найти в Дзене

Что такое AdBlue

Оглавление

Разбираемся в терминах

AdBlue — это раствор карбамида в воде. AdBlue применяется в системе SCR дизельных двигателей для снижения вредных выбросов оксидов азота. Стандарт ГОСТ Р ИСО 22241-1-2012 классифицирует эту жидкость как «восстановитель оксидов азота AUS 32». «Мочевина» — так в народе обозначают химическое соединение карбамид, или точнее — диамид угольной кислоты (CH4N2O). Все эти термины — восстановитель оксидов азота AUS 32, раствор карбамида в воде, жидкость для систем SCR, AdBlue или просто мочевина — для упрощения — мы будем использовать в этой статье как синонимы.

AdBlue — это торговая марка, принадлежащая VDA (Ассоциация автомобильной промышленности Германии). VDA сама не производит, но выдаёт лицензии на производство восстановителя оксидов азота под торговой маркой AdBlue. Отсюда расхожее заблуждение, что правильная мочевина — это AdBlue, а всё остальное — подделка. Это не так. Единственный показатель качества — соответствие жидкости стандартам ISO 22241 / ГОСТ Р ИСО 22241 / DIN 70070. Например, в Северной Америке лицензированием восстановителя оксидов азота занимается Институт API, и получившая лицензию продукция обозначается как DEF (Diesel Exhaust Fluid). Также именем-нарицательным стали торговые марки Air1®, GreenChem®, BlueMAX® и другие бренды, которые производят жидкость для систем SCR.

Однако надпись AdBlue на упаковке — это гарантия качества продукта. Ассоциация VDA выдает лицензии только крупным производителям с хорошей технической базой, регулярно проводит переаттестацию данных предприятий и строго следит за использованием торговой марки AdBlue, пресекая «пиратское» использование своего бренда. Именно благодаря высоким стандартам качества бренд AdBlue стал синонимом качественной мочевины. Более того, некоторые автомобильные марки предписывают использование именно AdBlue в течение гарантийного срока на автомобиль.

Формула AdBlue
Формула AdBlue

Cостав AdBlue

Состав качественной мочевины всегда одинаковый: карбамид + вода, независимо от того, что написано на упаковке — AdBlue, DEF или AUS 32. И если производители моторных масел предлагают всё новые формулы и неожиданные вязкости, производители мочевины прилагают усилия только в одном направлении: обеспечить максимальную чистоту продукта с момента производства до заправки бака потребителя. Поэтому вам не придется выбирать «сорт мочевины». Важно позаботиться только о том, чтобы найти поставщика, которому можно доверять.

Чистота продукта — главный показатель качества AdBlue. Кроме карбамида и воды, другие примеси в качественном растворе AUS 32 не допустимы. Карбамид высшей степени очистки добывают из природного газа. Не путать с гранулированным сельскохозяйственным карбамидом, который используется в качестве удобрения (именно из сельского хозяйства и пришёл не совсем точный и точно не благозвучный термин «мочевина»).

Сельскохозяйственная мочевина
Сельскохозяйственная мочевина

Сельхоз-мочевина содержит антислеживатели в целях хранения продукта россыпью, и может быть загрязнена альдегидами, серой, хлоридами, нитратами и прочими химическими соединениями, которые попали в карбамид при производстве или транспортировке. Еще один фактор — красители. «Цветная» AdBlue — это контрафакт. Оригинальный раствор не имеет цвета. Что касается второго компонента раствора — воды, ее очищают с помощью промышленных систем водоподготовки или методом дистилляции. Наконец, чтобы произведенный раствор оставался чистым, предъявляются повышенные требования к чистоте на площадке. Используется особое оборудование из таких материалов, которые не вступают в реакцию с водно-карбамидным раствором.

Подробнее о правилах обращения с AdBlue

Особое внимание — к точной концентрации карбамида в воде. Согласно стандартам ИСО/ISO, допустимая концентрация карбамида — от 31,8% до 33,2%, типичное значение — 32,5%. Выход за пределы этих значений сможет приводить к увеличенному потреблению топлива (датчики системы каталитического восстановления дают команду блоку управлению двигателем снизить мощность, если фиксируют отклонение от типичных показателей). Для справки: другая пропорция «карбамид-вода» у мочевины для промышленных и судовых дизельных установок, но и названия у таких растворов другие — AUS 20, AUS 40. Этот фактор позволяет развенчать ещё один миф: раствор очень сложно приготовить в кустарных условиях. Предположим невероятное, что у Петровича в гараже завалялась канистра с карбамидом высшей степени очистки. Но есть ли у него точный промышленный дозатор для приготовления раствора с дистиллированной водой в нужной концентрации? И с помощью каких приборов он будет определять качество своей подпольной партии? Рефрактометр или ареометр с Ali-Express тут точно не подойдёт... И, в лучшем случае, получит он какой-нибудь AUS 20 вместо AUS 32...

Итак, производство качественного раствора AdBlue возможно только в промышленных условиях. Любые примеси в растворе, неточная концентрация или нарушение правил обращения приведут к неправильной работе или поломке дорогостоящей системы избирательного каталитического восстановления выхлопных газов (SCR).

Свойства AdBlue

AdBlue вступает в химическую реакцию с отработанными газами, чтобы снизить вредные выбросы оксидов азота. В результате этой реакции, которая происходит внутри каталитического нейтрализатора, канцерогенные оксиды азота распадаются на безвредные азот и воду.

AdBlue — это «топливо» системы SCR, снижающее вредные выхлопы дизтоплива
AdBlue — это «топливо» системы SCR, снижающее вредные выхлопы дизтоплива

В этом заключается единственная функция AdBlue. Но водителей и владельцев автопарков обычно интересуют другие, практические аспекты:

Что будет, если AdBlue замерзнет? Температура начала замерзания раствора AUS 32 составляет –11 °С. Ничего страшного, если при стоянке в сильный мороз AdBlue застыл в баке. Система SCR оснащена системой подогрева, и через несколько минут движения AdBlue оттает. Размороженный AdBlue полностью сохраняет свои свойства и пригоден для дальнейшего использования. Еще один нюанс — в твердом состоянии объем продукта увеличивается примерно на 7%. Но и здесь все предусмотрено: канистры и баки для AdBlue либо из упругого материала, либо с запасом под дополнительный объем. Так что замерзание AdBlue не приводит к негативным последствием.

Что будет, если AdBlue перегреется? В отличие от вопроса с замерзанием, речь идет не о перегреве AdBlue в баке или системе SCR. После того, как жидкость попадет в бак, с ней точно должно быть все в порядке (при условии исправности системы). А вот нагрев AdBlue при транспортировке и хранении приводит к существенному сокращению срока годности:

  • срок хранения при температуре не выше 10 °С = 36 месяцев;
  • 25 °С = 18 месяцев;
  • 30 °С = 12 месяцев;
  • 35 °С = 6 месяцев.

При температуре выше 35 °С AdBlue в течение короткого периода времени разлагается на аммиак и другие химические соединения, и уже не пригоден для применения. Исходя из температур на неотапливаемых складах в летний период, большинство производителей подстраховываются и заявляют срок годности AdBlue — 1 год.

Что будет, если хранить AdBlue с открытой крышкой? Бак системы SCR — герметичен. Закрытая канистра — герметична. После открытия произойдет разгерметизация, поэтому если у вас остался запас, следует убедиться в том, что уплотнительное кольцо не повреждено и жидкость не проливается и не контактирует с воздухом. При наполнении собственной канистры на раздаточной колонке с AdBlue, убедитесь в герметичности тары. Почему это важно? В случае контакта с воздухом вода будет испаряться, и правильная концентрация карбамида будет нарушена. Через негерметичные отверстия в раствор может попасть пыль или грязь.

Не стоит покупать AdBlue «про запас», учитывая низкое потребление жидкости, сравнительно маленький срок хранения и строгие требования к герметичности. 20-литровой канистры хватит более чем на 20 000 км пробега. В легковых автомобилях бак для AdBlue обычно вмещает около 10 л. Поэтому мы рекомендуем пользоваться раздаточными колонками либо покупать канистры небольшого объема. Для грузовых автомобилей подойдут канистры 20 л или бочки. Для крупных автопарков мы рекомендуем приобрести специальное оборудование для хранения и перелива AdBlue, чтобы экономить на таре.

Если у вас остались вопросы по теме что такое AdBlue — позвоните, напишите нам, оставьте комментарий под статьей или изучите другие:

Правила обращения с AdBlue

AdBlue — это не топливная присадка!

Последствия применения негодной жидкости

Что будет, если отключить систему SCR?

Миссия Службы доставки мочевины AdBlue365 — продажа качественного раствора AdBlue, который позволит владельцам автопарков сократить затраты на топливо и избежать поломок системы SCR.