Найти тему
Ленин в камне

Вера Слуцкая – сакральная жертва революции

От 2-ой Опилочной до Веры Слуцкой

В 1872 году один из безымянных колпинских проездов, куда свозили опилки из расположенных неподалеку лесопильных мастерских, получил гордое название 2-я Опилочная улица. Имя, откровенно говоря, было так себе, но, всяко лучше, чем оставаться вовсе без него. Впрочем, уже через десть лет, в силу удачного географического положения, 2-я Опилочная получила более благозвучное название - Павловский проезд.
Нынешнее название проезд получил в октябре 1918 года. Улица Веры Слуцкой в своем нынешнем статусе разменяла уже вторую сотню лет, в силу чего, далеко не каждый житель города сегодня уже вспомнит, кем - таки была эта самая Вера.
Учитывая русскую народную традицию возвращать на сломах эпох исторические названия улицам и площадям городов, предлагаю вспомнить о Вере Слуцкой, в честь которой названа улица в Колпино, пока она снова не стала 2-ой Опилочной.

От Берты Калмановны до Веры Климентьевны

5 сентября 1874 года в семье вполне успешного мещанина еврейского происхождения Калмана Слуцкого, державшего в местечке Мир, что под Минском постоялый двор и лавку пряностей, родилась девочка Бейли, что в переводе с идиш означает «красивая». Но имя Бейли использовалось сугубо внутри семьи. Для внешнего же мира она была Бертой, Бертой Калмановной Слуцкой. В дальнейшем, в жандармских отчетах и партийных документах она фигурировала и как Бейли Калмановна, и как Берта Брониславовна, а в историю революционного движения вошла под вымышленным партийным именем Вера Климентьевна.
Начальное образование Берта получила в местечковой 4-х классной женской прогимназии, а профессиональное - в Киеве. В Минск, куда к тому времени переехала ее семья, Берта Слуцкая вернулась дипломированным специалистом, где открыла стоматологический кабинет и начала частную практику. Но спокойной и размеренной жизни дантиста девушка (ах, молодость, молодость!) предпочла скользкую дорожку революционной романтики. Разумеется, ей помогли в этом добрые люди из еврейской лево-социалистической националистической партии БУНД (с идиш-Союз).
Первый арест не заставил себя долго ждать - двадцатитрехлетняя Берта на долгие девять месяцев отправилась в московскую пересыльную тюрьму, из которой вышла уже профессиональной революционеркой Верой (по партийной кличке).
Дальнейшая судьба Веры Климентьевны Слуцкой мало чем отличается от судеб коллег по цеху – нелегальная революционная работа, аресты, тюрьмы, ссылки, эмиграция, снова работа и снова аресты…
В 1902 году Вера вышла из националистического БУНДа, и став членом РСДРП(б), влилась в большевистское движение. В 1917 году Вера Слуцкая уже входила в ближайшее окружение вернувшегося в предреволюционный Петроград В.И. Ленина, участвовала в организации Октябрьского восстания.

Мятеж

25 октября 1917 года, Великая Социалистическая революция, о которой так долго говорили большевики, произошла. Впрочем, по воспоминаниям очевидца тех событий, американского журналиста Джона Рида, в Петрограде этого никто не заметил. Город продолжал жить по- накатанной. Даже на следующий день после восстания сами большевики вряд ли бы, наверное, сказали, какая часть из 300-тысячного Петроградского гарнизона их поддерживает. Опорой большевиков была Красная гвардия, которая состояла хоть и из вооруженных, но не обученных военному делу рабочих. Одним словом, в сложившейся ситуации большевики должны были показать реальную силу, но, как это сделать? Арестовать или расстрелять 100, а то и 200 тысяч не подчиняющихся им солдат? Но тут, большевикам снова повезло, помощь пришла оттуда, откуда и не ждали. Военный поход на Петроград уже на следующий день после Октябрьских событий, вошедший в историю, как «мятеж Керенского-Краснова», позволил большевикам провести маленькую победоносную войну и легализовать в глазах общества свое политическое лидерство.
А дело было так. Еще днем, 25 октября, Председатель Временного правительства А.Ф. Керенский, почувствовав неладное, скрытно покинул Зимний дворец и выехал в Псков, в расположение штаба Северного фронта армии. Дворец он покинул не в женском платье, как принято было считать в советской историографии, а в обычном партикулярном костюме. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что уже через неделю, после провала мятежа, Керенский, убегая из Гатчины, все же переоделся в костюм матроса. Так, что дыма без огня не бывает.
Итак, прибыв в Псков, Керенский уговорил направить в Петроград на подавление большевистского переворота лишь командира 3-го корпуса генерала П.Н. Краснова с небольшим отрядом казаков. Не известно, на что рассчитывал Керенский, но штурмовать миллионный город силами в тысячу донцов и полком юнкеров даже с приданными им несколькими артиллерийскими батареями и бронепоездом было чистой авантюрой.
Однако, пользуясь полной неразберихой казаки Краснова уже 27 числа без боя заняли Гатчину, а 28-го под колокольный звон вошли в Царское Село. Путь на Петроград был открыт.
Пока казаки отдыхали в Царском Селе, большевики с упорством обреченных готовились к решительному бою. Только на рытье окопов на Пулковских высотах было мобилизовано более 20 тысяч рабочих питерских заводов. Бой начался утром 30-го. Краснову противостояло 12 тысяч красногвардейцев, матросов и лояльных солдат петроградского гарнизона, что в 6 раз превышало численность экспедиционного корпуса. Вероятно, численный перевес и сыграл главную роль в победе революционных сил. К вечеру, после упорного кровопролитного боя все было кончено. Красновцы, бросив артиллерию, отошли в Царское Село и вступили в переговоры с представителями военно-революционного комитета Петросовета, по результатам которых, казакам дали возможность уйти на Дон, а самого Краснова арестовали и доставили в Смольный. Керенский же и здесь талантливо скрылся еще до развязки событий.
Победа большевиков была громкой и безоговорочной. Не хватало лишь некой сакральной жертвы, которая могла бы объединить вокруг партии, колеблющиеся и неопределившиеся массы. Такой жертвой, по стечению обстоятельств и стала Вера Слуцкая. В день решительных событий Слуцкую и нескольких ответственных работников Василеостровского райкома партии направили на Пулковские высоты для доставки красногвардейцам медикаментов и папирос. Автомобиль с функционерами попал под обстрел бронепоезда, в результате чего, Вера Климентьевна была убита на месте осколком снаряда. Произошло это в районе современного Экспоцентра.

Память

Похороны Веры Слуцкой стали первой в советской истории столь массовой траурной акцией, призванной сплотить массы вокруг большевистской партии. «Железная Вера», отдавшая жизнь за власть советов, в одночасье из партийного функционера стала знаменем революции, иконой, славным примером беззаветного служения народу.
Траурная процессия, с вооруженным отрядом красной гвардии во главе, растянулась на сотни метров. Не смотря на ненастную, ноябрьскую погоду, гроб пронесли на руках по всему Невскому проспекту до Шлиссельбургского проспекта, где к процессии присоединились рабочие Невской заставы. Упокоилась Вера Климентьевна на Преображенском кладбище. Долго еще в этот день над могилой усыпанной цветами жгли глаголом представители партийных и заводских организаций, воодушевлявшие людей последовать примеру Веры Слуцкой, встав как один на защиту социалистического отечества.
Память о погибшей, как водится, была подкреплена массовым переименованием заводов, фабрик, улиц, скверов, больниц и даже аптек в Петрограде и Минске. В ноябре 1918 года в Слуцк был переименован пригород Петрограда, город Павловск, близ которого она погибла.
Интересно, но в 1944 году городу Слуцку неожиданно, без объяснения причин было возвращено историческое имя. Народ, конечно, удивился, но лишних вопросов задавать не стал, не время было для лишних вопросов.
Оказалось, что к переименованию города приложил руку лично Иосиф Виссарионович, причем, по причине ностальгических воспоминаний о своей революционной молодости.
Один из биографов Слуцкой рассказал такую историю. В январе 1944 года Сталин, подписывая приказ о награждении отличившихся частей, освобождавших города Ленинградской области от фашистов, на время задумался, а потом решительно поставил на первое место название «Павловск», оставив «Слуцк» в скобках. Стоит ли говорить, что уже через несколько дней, 23 января 1944 года, Верховный Совет СССР издал Указ о переименовании города Слуцк в Павловск.
С развалом Союза, имя Веры Слуцкой было убрано с фасадов заводов и больниц, но улицы до сих пор хранят верность «Железной Вере» в Минске, Павловске и Вырице. По-прежнему есть такая улица и в городе Колпино.

Выражаю благодарность директору музея «Ижорских заводов» Л.Д. Бурим за предоставленные материалы, использованные при написании данной статьи.

Андрей Юдин

Вера Слуцкая в кожанке
Вера Слуцкая в кожанке

Похороны В. Слуцкой
Похороны В. Слуцкой

Могила В. Слуцкой на Преображенском кладбище Санкт-Петербурга
Могила В. Слуцкой на Преображенском кладбище Санкт-Петербурга