Да, да, он так и назвал свою статью 1986 года – «Что Марк Захаров думает про Леонова». Тогда оба были живы, и вместе работать им еще предстояло почти 7 лет. И очень добрая такая статья получилась. В ней много моментов, которые мог подметить только Мастер, который хорошо знал Евгения Павловича Леонова. И подметил, и с читателем поделился. Чего б ни вспомнить.
Однажды Марк Анатольевич Захаров увидел Леонова на сцене Драмтеатра имени Станиславского в Перми, где будущий худрук Ленкома служил в местном областном театре. Именно тогда Захаров был очарован игрой обаятельного актера.
ЗАЧЕМ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА СТАТЕЙКИ, ЕСЛИ МОЖЕШЬ НАПИСАТЬ РОМАН
- Смешной, беззащитный человечек, уморительный и трогательный до слез, поднявшийся в моем сознании до каких-то запредельных уровней, когда человеческая наивность обретает черты вселенской доброты, и, стало быть, мудрости, - писал Марк Захаров.
По словам драматурга, комики – самые мрачные люди. И Леонов в жизни был больше молчаливым, не расплескивал энергию, берег ее для сцены. Часто сомневался, оптимальное его состояние – заниженный жизненный тонус и даже недовольства, чтобы в итоге выдать совершенную роль.
- Зачем тратить время на статейки, если можешь написать роман, - говорил Захаров о том, как Леонов готовился к ролям, воплощал новые образы на сцене и в кино.
Леонову многие задавали вопросы о жизни, о его понимали тех или иных вещей. А он этого не любил. Он будто очерчивал круг с помощью скромной и искренней улыбки. Поэтому и сам Марк Анатольевич, по его признанию, имел «ограниченный доступ» к личности актера.
С момента съемок в фильме «Дело Румянцева», который вышел на экраны в 1955 году до поздних, зрелых ролей, прошла целая вечность, за которую Евгений Леонов, по словам Захарова, прожил несколько жизней, превратившись из обаятельного парня в человека большой судьбы, чем взгляд впитал страдание и удачу целого поколения.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УМЕЛ СЛУШАТЬ
По словам Марка Захарова, Евгений Леонов бы очень терпеливым и открытым человеком: к нему постоянно набивались во временные приятели самые разные люди: в поездах, на улице, в театре. Но актер никому не грубил, слушал, а не говорил, впитывал десятки, сотни человеческих судеб.
- Он умел хорошо рассказывать о людях, не опускаясь до анекдотов и «актерских баек», его взгляд глубже и пристальнее, чем может показаться. Его воспринимают как весельчака, а он - ранимый Художник, строгий к себе и собственным желаниям, - говорил худрук Ленкома.
НАРОДНЫЙ
Когда же Евгений Леонов стал по-настоящему народным артистом? По мнению Захарова, после выхода фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» в 1972 году. Хотя сам Леонов любил больше фильм «Донская повесть».
- В «Белорусском вокзале» Леонов совершил бросок в новое состояние – он выразил не себя, хорошего актера, а стал представителем народа. За ним – пласт людей, не очень удачливых, но добрых, родных. А ведь родных любишь неизвестно за что.
С этого фильма зритель полюбил актера по-настоящему, и уже не анализировал, за какие именно качества. Над смешным артистом смеются, но душа не болит. А с Евгением Павловичем по-другому. Потому что он – частица национального достояния.
Фото: журнал «Советский экран»
Подписаться на канал «КиноНытик»