Елизавета прожила 52 года – как и её отец Пётр I. Как и он, государыня ненавидела врачей. Под конец она начала лечиться, но чуда не произошло.
Свою последнюю осень Елизавета Петровна провела в Царском Селе, рядом с ней находился её фаворит Иван Иванович Шувалов. Императрица панически боялась смерти и под конец жизни увлеклась мистикой. Она помнила легенду о «белой даме»: под конец царствования Анны Ивановны в дворцовых залах по ночам солдаты видели даму, одетую в белые наряды. Когда же о ней сообщили государыне, та ответила, что это пришла её смерть. Через несколько месяцев она скончалась.
Смерть была так страшна Елизавете, что приближённые императрицы старались скрывать от неё любые упоминания о конце. Мимо её покоев было запрещено проходить в траурном одеянии, о смерти важных лиц Елизавету оповещали только через несколько месяцев. Франсуа-Жермен Лафермьер писал в мае 1761 года:
«Её с каждым днем все более и более расстраивающееся здоровье не позволяет надеяться, чтобы она еще долго прожила. Но это тщательно от неё скрывается и ею самой — больше всех. Никто никогда не страшился смерти более, чем она. Это слово никогда не произносится в её присутствии. Ей невыносима сама мысль о смерти. От неё усердно удаляют всё, что может служить напоминанием о конце».
Поздней осенью Елизавета вернулась в Петербург в Зимний дворец, где уже слегла окончательно. Датский посланник при российском дворе Грегерс Кристиан Гакстгаузен писал: «Ноги её покрыты чириями, так сильно распространившимися, что она совершенно не в состоянии стоять на ногах; у нее повторяются припадки, завершающиеся обмороками». Все ждали скорого конца. До последнего императрица отказывалась принимать какие-либо лекарства, пока под напором близких не сдалась: английский врач Монсей по её требованию выпил при ней более трети приготовленного лекарства. Затем снадобье приняла и она. Ей полегчало, лихорадка и кровохарканье прекратились. Все подумали, что кризис миновал.
18 декабря 1761 года Елизавете исполнилось 52 года. День рождения государыни – обычно шумный и веселый праздник – справили по-тихому и незаметно. Не было объявлено никаких балов, лишь пушки салютовали с бастионов Петропавловской крепости. Под Рождество, 24 декабря 1761 года государыня почувствовала близость смерти. Она простилась с племянником и его женой Екатериной Алексеевной. Хотела повидаться и канцлером Михаилом Воронцовым – да тот струсил и сказался больным. Дворяне гадали, не будет ли нового переворота. Но воля императрицы не переменилась, и Пётр остался наследником престола.
По преданию, накануне смерти Елизаветы петербургская юродивая Ксения Блаженная ходила по городу и говорила: «Пеките блины, вся Россия будет печь блины!».
Все понимали, что Ксения предсказывает смерть государыни – блины в России издавна поминальное блюдо. Скончалась Елизавета 25 декабря, в Рождество. На похоронах всем запомнилось странное поведение нового императора Петра III: тот в похоронной процессии вёл себя неучтиво и ломал всю процессию. Как писала Екатерина II, «в гробу государыня лежала, одетая в серебряной робе с кружевными рукавами, имея на голове императорскую золотую корону, на нижнем обруче с надписью: «Благочестивейшая, самодержавнейшая, великая государыня императрица Елизавета Петровна, родилась 18 декабря 1709 года, воцарилась 25 ноября 1741 года, скончалась 25 декабря 1761 года».
Почитайте о коронационном альбоме Елизаветы или о том, что нашли в кабинете императрицы после её смерти.
Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее – отправьте перевод через форму внизу👇 Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь 🔔 на наш канал «горшочек каши»!