Примерно с седьмого сезона сериал о приключениях двух довольно-таки съехавших на теме НЛО и всего аномального агентов ФБР стал несколько нудным и однообразным (несмотря на разнообразие сюжетных ситуаций), а сезона с 10-го уже и вовсе не способен удивить, даже при перетасовывании разных актерских составов. О чем же тогда эта статья? Она - о золотых временах этого теле- и кинопроекта. А значит, привет, 1993 - 1998 годы.
"Секретные Материалы" стали самым впечатляющим продуктом на канале Fox и самым долгоиграющим научно-фантастическим сериалом в США (всего снято 218 серий, последние - в 2016 году).
Мне довелось впервые познакомиться с этим, безусловно, шедевром в 97-м году. Спустя годы я понял,
почему в то время сериал цеплял до невозможного сильно, а уже в начале 2000-х начал восприниматься как тележвачка
Дело тут не в приевшихся (и малость стареющих) Фоксе Малдере и Дане Скалли. Это на самом деле не так страшно, как может показаться. И не в коммерческом подходе Криса Картера и Ко (в виде одиннадцати кинопродюсеров)- этих поначалу однозначно гениальных людей! - что выразилось в продолжении съемок новых серий даже тогда, когда во имя всего святого стоило бы их прекратить (речь про 2015-2016 гг), а завершенный проект отнести прямиком в Пантеон Лучших Фильмов Столетия. И, предполагаю, не при чем тот факт, что стилистику и тематику X-Files начали копировать уже все кому не лень! Ведь плагиатор никогда не сможет превзойти, максимум подобраться близко...
Как по мне, так самой большой проблемой стало изменение условий просмотра сериала
Помните, как в былые времена - в начале-середине 90-х - большинство из нас (а некоторые, конечно, и раньше) обзавелись домашними видеомагнитофонами? Скажем без преувеличения, никакое приобретение самых современных нынешних айфонов не способно перебить радость от тогдашнего обретения видика (один из моих друзей, кстати, до сих пор гордо носит творческий псевдоним DJ Vidik). И всё потому, что это было, по существу, впервые в нашей отечественной истории, когда монополия ТВ и кинотеатров на выбор того, что показывать нам и когда показывать, была нарушена так просто и недорого. Ты просто брал видеокассету с фильмом (не обязательно покупал, можно было брать у друзей-знакомых или сходить в пункт проката) - и ощущал себя сам себе режиссером директором кинотеатра. Непередаваемое это было чувство, доложу я вам, тем, кто с этим временем не столкнулся...
Что же касается X-Files, знакомство с ними через кассеты имело еще несколько особенностей и, соответственно, повлияло на восприятие
Меня начала снабжать тогда, в 97-м, свежими сериями моя сестра (до сих пор ей благодарен за это и прошу в моем навсегда укоренившемся благоговении перед "Материалами" винить больше всего её!). Эти серии на кассетах были, во-первых, записаны со всеми вытекающими из пленочного формата VHS: изображение нередко могло "плыть" - да и звук, впрочем, тоже. А кассетные коробки не содержали ровно никакой детальной информации о записанном фильме (в лучшем случае номер сезона и серии), что мешало что-либо заранее понять о грядущем просмотре и вообще придавало просмотру оттенок некоторой шпионской деятельности.
Ну и, конечно, перевод...
О да, сказать, что различные гнусавые и не очень гнусавые переводчики не во всем переводили нам точно, полно и понятно - это ничего не сказать. Просматривая тогда серии на кассетах, мне было крайне трудно уловить смысл происходящего на экране. И казалось, что собственная тупость мешает въехать в слова и события. Спустя годы я понял, что точность перевода, его ясность в основном была как у первых космических кораблей "Союз": приземлимся обязательно, примерный район приземления вся территория Советского Союза... Одним словом, господа переводчики в чем-то несли полную отсебятину, а где-то проглатывали некоторые реплики.
Всё это сопровождало и в самом деле нетривиальные сюжеты "Материалов", в которых зачастую и после, с идеальным студийным переводом и более высоким качеством телетрансляции было нелегко разобраться...
Ну и главное
Домашние просмотры на видеомагнитофоне (особенно в одиночку и глубокой ночью) создавали ощущение... такое, знаете, чувство сопричастности с тяжелой, но упорной (иногда упоротой) борьбой Фокса и Даны против земных и инопланетных злодеев и за истину, которая хотя и оставалась раз за разом где-то там (общеизвестный и доминирующий вариант перевода "где-то рядом" мне как-то не нравится, потому что тогда кажется, что её, истину, довольно просто отыскать - а вот попробуйте отыскать "где-то там", даже не зная, где именно!..), но всё равно всему этому быстро начинаешь сопереживать и хочется влезть в этот паранормальный дуэт и стать третьим следователем.
Когда начались коммерческие показы X-Files по ТВ, сделанные по кальке профессиональной озвучки и прерываемые на рекламу, это всё убило
В какой-то момент я просто ощутил, что хождения по краю пропасти двух киноагентов ФБР волнуют меня не больше, чем промывание мозгов потребителю качествами стирального порошка "Тайд". К тому времени уже было не очень понятно вот что: это реклама "Tide" периодически прерывает на телеэкране сериал "X-Files", или наоборот?..
Всё смешалось. Истина перестала по-настоящему заботить кого-либо. Главным стало заработать на каждой минуте эфирного времени. А великий (да нет, величайший сериал на тему паранормальщины) быстро стал превращаться в тележвачку.
Больше я не смотрю "Секретные Материалы". Хотя несколько раз, в разные годы, и пытался. Былой изюминки в них нет - видимо, съедена давно и бесповоротно...
Но спасибо за 1993-1998.
Алексей Королёв, любитель всего такого
Друзья, подписывайтесь на канал РОДИНА СЛОНОВ. Также заходите в наш КосмоПаблик КОСМОС ◐ ЗЕМЛЯ ◑ НЕПОЗНАННОЕ вКонтакте! 🚀