Однажды наступают периоды, когда кажется, что все вокруг только и говорят об инвестициях. Иногда это инвестиции в широкий список инструментов, а бывает, что инвесторы вкладываются в основном только в одну отрасль или компанию. Порой стремление инвесторов заработать перерастает в настоящую манию и надувание пузыря, который, лопаясь, обнуляет кошельки и лишает надежд на светлое будущее.
Могут ли луковицы обычных цветов обрушить экономику страны? Чем опасна мания на фондовых рынках? Что бывает, когда инвестировать начинают все?
Ситуация, когда крах фондового рынка происходит из-за цветочных луковиц, может показаться бредовой. Однако, если вам знаком пример тюльпановый лихорадки, Вы так не считаете.
Тюльпаномания - ажиотажный спрос, буквально помешательство на тюльпанах, охватившее Нидерланды в 1636—1637 годы.
Как и большинство других декоративных растений, тюльпан попал в Европу с Ближнего Востока. Весной 1559 года зацвели первые тюльпаны в Западной Европе, и новинку быстро оценили европейские монархии и аристократия.
Особо благоприятной землёй для тюльпанов были приморские почвы Южной Голландии — чересполосица песчаных дюн и торфяников между Лейденом и Харлемом.
Голландцы же всерьёз заинтересовались тюльпанами лишь в начале XVII века, но уже за 20 с лишним лет голландцам удалось вырастить десятки сортов тюльпанов.
Цены на тюльпаны редких пестролепестных сортов достигли тысячи гульденов за луковицу ещё в 1620-е годы, но вплоть до середины 1630-х годов такие луковицы перепродавались в узком кругу цветоводов и состоятельных знатоков.
Документально зафиксировано, что за одну луковицу в 1625 году просили 1000 гульденов. А это, для сравнения, тогда соответствовало 10 кг серебра или зарплате ремесленника за три года.
Со временем луковицы тюльпанов стали покупать не для посадки, а для дальнейшей перепродажи. Спрос на луковицы рос настолько быстро, что их не успевали выращивать. И тогда в 1634-1635 годах началась развиваться уже торговля фьючерсами (обязательствами передать будущие луковицы покупателю в следующее лето). Так как большую часть года луковицы находятся в земле, а торги хотелось проводить постоянно, их стали перепродавать «заочно» и многократно. Такими спекуляциями, из-за огромных прибылей, стали заниматься не только профессионалы, но и простые люди.
«Тюльпанами занимались дворяне, горожане, фермеры, мастеровые, мореплаватели, ливрейные лакеи, служанки и даже трубочисты и старьёвщики»
Маккей, Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы / перевод c англ. Д. Г. Кириченко. — Альпина, 1998.
Пик лихорадки пришелся на октябрь 1636 - февраль 1637 года. За эти месяцы цены на луковицы, которые и так уже были заоблачными, взлетели, в 20 раз.
Но во вторник 3 февраля 1637 года тюльпаномания в Голландии закончилась. Причем неожиданно и по непонятным доселе причинам. Аукцион начался с продажи луковиц недорогого сорта Белая корона по цене 1250 флоринов за лот. Еще вчера было множество желающих купить этот лот за гораздо более высокую цену, но сегодня покупателей не оказалось вообще. Надутый пузырь лопнул.
На рынке началась паника. Множество людей остались с тюльпановыми контрактами на руках, но выкупать луковицы они теперь не хотели. Начались многолетние тяжбы, и осознание нарушенных обязательств было, пожалуй, наиболее тяжелым из последствий.
Тюльпаномания можно считать настоящим биржевым пузырём, полномасштабным экономическим кризисом, который подорвал голландскую экономику.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ! Некоторые источники считают, что масштабы тюльпановых спекуляций преувеличены и не нанесли серьёзного вреда экономике Нидерландов.
Восстановить действительные причины, размах и последствия тюльпаномании непротиворечивым образом невозможно из-за скудности и неполноты подлинных исторических свидетельств. Исследователи сходятся лишь в том, что в 1636—1637 годах в Голландии произошло нечто чрезвычайное, не имевшее до того аналогов в истории.
А теперь переместимся за океан и на пару веков вперёд к первому мировому экономическому кризису, начавшемуся в США в 1857 году.
Первый мировой экономический кризис (1857-1858) - кризис, начавшийся в США и затронувший экономики стран Европы и Южной Америки, вызванный спекуляциями ценными бумагами компаний железнодорожной отрасли.
В 1830 году начался железнодорожный бум. Начиналось все в северо-восточной части Америки – в штатах Пенсильвания и Массачусетс, а затем это направление постепенно развивалось в сторону запада.
Общая протяжённость железных дорог по годам:
1830 год - 37 километров;
1840 год - 4519 километров (Показатель увеличился в 122 раза за 10 лет!)
1850 год - примерно 14 000 километров.
Необходимость в построении всё новых железнодорожных путей была вызвана несколькими причинами:
Причина 1. Появлялось всё больше переселенцев, для которых запряжённые лошадьми или быками фургоны был крайне долгим и неудобным транспортом;
С начала XIX века тысячи американцев покидали всё более густо заселённый восток США и направлялись на запад от Миссисипи, в совершенно неосвоенный регион, называемый Великими равнинами. При этом жители Новой Англии устремлялись в богатый лесом Орегон, а выходцы из южных штатов заселяли просторы Техаса, Нью-Мексико и Калифорнии.
После того, как в 1848 в Калифорнии было обнаружено золото, началась так называемая Калифорнийская золотая лихорадка, усилившая поток переселенцев.
Причина 2. США к тому времени было молодым государством, в котором развивались экономика и торговля - появилась необходимость перевозить всё большее количество товаров на всё большие расстояния;
В начале XIX века в США сформировалась рыночная система. Это было связано со следующими показателями:
- ростом товарного производства;
- широким использованием машин в производстве;
- развитием товарно-денежных отношений;
- формированием внутреннего рынка и экономических связей между штатами.
Причина 3. необходимость в новых путях, развязках в США была связана с ростом территории самого государства.
В первой половине XIX века особой популярностью пользовалась идея покорения дикого запада, но приращение территорий шло не только за счёт продвижения на запад, но и военной экспансии на юг. Внешней политике США в это время был присущ экспансионизм. Так, американо-мексиканская война 1846-1848 годов принесла США территории, на которых сегодня размещаются целых 5 штатов.
Активное развитие железнодорожного транспорта вызвало безостановочный рост акций железнодорожных компаний. Всё больше людей начало инвестировать свои сбережения; энтузиасты отправлялись на неосвоенные территории, покупать за дёшево участки земли, чтоб потом подороже продать их под строительство железных дорог, когда там начнут ходить поезда.
Всё было бы хорошо, но рынке появилось огромное количество спекулятивных инвестиций. Появлялись железнодорожные компании, которые не имели железных дорог, техники для их строительства, паровозов и вагонов, но активно привлекающие деньги акционеров и кредитные средства. Возник термин «Paper Railroad» (бумажная железная дорога). На волне строительного бума много железных дорог на западе были построены «в никуда».
На волне бурного экономического роста увеличивалось количество необеспеченных банковских кредитов. В те времена коммерческие банки могли печатать свои банкноты (banknote – банковская записка) и предоставлять их под гарантию под обмена на золото и серебро.
В 1834 году было 504 банка с драгоценным металлом на $26.5 млн и обязательствами на $147.5 млн (обеспечение 26,5/147,5 = 0,179). В 1856 году стало 1253 банка с драгметаллом на $60 млн, и обязательствами на $417 млн (обеспечение 60/417 = 0,144).
Крах случился внезапно. 24 августа 1857 года стало известно, что казначей нью-йоркской конторы большого провинциального банка «Огайо лайф иншуренс энд траст компани» («Ohio Life Insurance and Trust Company») похитил все ликвидные средства банка, использовав их для спекуляций с ценными бумагами. Вложения оказались в «дороги в никуда» и «Paper Railroad». Банк объявил о своем банкротстве. Это подействовало подобно «взрыву бомбы». Вдруг выяснилось, что сотни предприятий не имеют ликвидных средств, чтобы производить срочные платежи. Учет векселя (главного кредитного инструмента), т. е. продажа его за наличные, стал теперь невозможен. Никто не хотел также давать деньги в кредит под залог ценных бумаг, которые стремительно обесценивались.
К 25 сентября 1857 года число банков, прекративших выплату вкладов и размен своих банкнот, достигло 175. В последнюю неделю месяца закрылись еще 150 банков. Чтобы получить хоть какой-то кредит, надо было платить ростовщический процент – до 100% годовых.
13 октября стало днем панического натиска на банки в Нью-Йорке. Итоги дня были катастрофическими: закрылись 18 нью-йоркских банков, на следующий день – еще 32 банка. Практически вся банковская система США потерпела крах, остановив значительную часть экономической деятельности в стране. Волна банкротств прокатилась по Америке, многие тысячи людей потеряли работу.
Кредиторы требовали деньги обратно, что заставляло компании отказываться от обязательств по облигациям и акциям, роняя их стоимость. Инвесторы массово продавали акции, чтобы зафиксировать убытки, ускоряя падение.
Следует сказать, что кризис был не только в железнодорожной и банковских отраслях. Так, например, после окончания Крымской войны в 1856 году, Российская империя вернулась в список ведущих международных экспортёров сельхозпродукции. Цены на зерно в мире резко пошли вниз. Аграрии из США, которые в годы высоких цен набрали кредитов для расширения посевных площадей, не смогли их выплачивать - началась волна банкротств фермеров.
Если первый мировой экономический кризис можно считать последствием наступления индустриальной эпохи, то последствием перехода к новой цифровой экономике можно считать пузырь доткомов.
Пузырь доткомов — пузырь в экономике, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год, образовавшийся в результате ничем не обоснованного многократного роста цены акций интернет-компаний. Кульминация кризиса пришлась на 10 марта 2000 года.
Доткомами (англ. dot-com) называют все интернет-компании. Классические примеры: Facebook, eBay, Amazon, Google (Alphabet). Доткомы относятся к IT-сектору экономики и торгуются на бирже высокотехнологичных компаний — Nasdaq.
С 1995 по 2000 год индекс Nasdaq вырос более чем в пять раз. Однако, 10 марта 2000 года пузырь доткомов лопнул, когда произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний. Начиная с 10 марта 2000 года, Nasdaq упал на 78% от своего максимума и вернулся к докризисным значениям лишь через 15 лет 27 апреля 2015 года.
Активное развитие интернета принесло безумие на фондовый рынок. Инвесторы готовы были вкладываться в любые интернет-компании, даже те, что процветали только за счёт спекулятивных операций с ценными бумагами, не представляя даже малой доли услуг и не получая соответствующей прибыли, которая ожидалась от них инвесторами. Некомпетентность в экономических вопросах самих инвесторов была вызвана интенсивной обработкой общественного мнения, которое убеждали в возникновении новой «после»-индустриальной эпохи, которая якобы отменила любые требования по наличию реальных производственных ресурсов для экономической деятельности.
Нередко можно встретить разговоры о том, что Nasdaq и сейчас очень сильно перекуплен, ведь несмотря на все проблемы в экономике принесённые пандемией коронавируса, цена акций высокотехнологичных компаний находятся на высоких уровнях.
Почему были рассмотрены именно эти три кризиса?
Кризисов было великое множество и рассмотреть их все в рамках одной статьи невозможно. Автором хотел рассмотреть кризисы трёх разных эпох: время позднего средневековья, период индустриального развития и современность. Каждый из описанных кризисов имеет свою особенность: тюльпаномания - первый биржевой пузырь, железнодорожный бум - первый мировой экономический кризис, пузырь доткомов - первый кризис нового тысячелетия.
Что общего у всех этих пузырей?
Ответ: жадность спекулянтов. На фоне появления чего-то нового (будь то новый цветок, завезённый с Востока, или новая технология), на волне экономического роста появляется всё больше ценных бумаг, не обеспеченных реальной стоимостью.
Что же нас может ждать?
В будущем мы можем пережить биткоиноманию, пузыри в сфере альтернативной энергетики, в сфере космических технологий и так далее.