Глядя на парусные корабли и морские дали, многие люди испытывают взволнованные романтические чувства. Только вот чувства эти различны.
Кто-то немедленно пускает розовую слезу о любви, кто-то не менее розовую слезу о разлуке.
Кто-то вздыхает о разгульной пиратской вольнице, когда можно было относительно безнаказанно грабить чужое добро ради перспективы пропить его в ближайшей портовой таверне - представляя в скуке однообразных дней подобную жизнь веселой и занимательной.
Кто-то, более практичный, вздыхает о том же награбленном пиратами добре, которое спустить на ром так и не успели - и оно все ждет счастливого кладоискателя...
Одни глядят потрясенные в холодные темные воды, пугаясь того, что таится в их мрачных глубинах - другие радостно приветствуют обитателей этих глубин, воображая их весьма забавными...
Есть те, кто любуется видами, игрой воды и сменой красок, есть и те, кто воспевает бросивших вызов далеко не всегда ласковой и не поддающейся приручению стихии...
Общее у этих неисчислимых сортов романтически настроенных любителей парусных далей то, что все они знакомы не с самим предметом почитания, а только лишь с собственными фантазиями о нем.
Лично я, будучи лишенной буйного воображения, глядя на паруса, вспоминаю исследователей и первооткрывателей, которые бесстрашно бороздили враждебные человеку просторы, навсегда меняя жизнь и взгляды на мир огромного количества людей.
Что срывало их с места? Что заставляло жертвовать бытовым комфортом, оставлять любимых, а порой - отдавать здоровье и жизни?
Жажда денег?
Но вопреки распространенному мнению, многие из них не нуждались в средствах, и уж в любом случае могли заработать на хлеб с маслом значительно менее опасным и рискованным способом.
Стремление к славе?
Но в те бурные времена гораздо надежнее было добыть славу в многочисленных и частых военных компаниях.
Любознательность. Любовь к приключениям. Романтика.
Вот, что вело за собой этих людей. И романтика - должна быть первой в этом списке.
Но не та, мещанская, слезливо-восторженная романтика, которая упивается собственными фантазиями, стоя на безопасном бережку,
а романтика действия. Самый ценный и сейчас почти полностью забытый ее вид. Романтика не мечтать, а делать. Не казаться, а быть. Не красивых слов, а отважных поступков.
И ниже я расскажу об одном романтике такой породы, и о корабле, который участвовал в его приключениях.
...это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали...
В жизни человека, о котором пойдет речь, в избытке были представлены приключения и путешествия всех возможных сортов.
Рене-Робер Кавелье (де ла Саль) родился 22 ноября 1643 года далеко от мест, которые принесли ему славу.
Это была Франция, Нормандия, портовый город Руан.
Его отец, Жан Кавелье, был купцом. Торговля пушниной - занятие, которое принесло ему большое состояние. Как человек практичный и дальновидный, он вложил значительные средства в хорошее образование для своих детей.
Забегая вперед скажу, что Сьер де ла Саль - это французский титул, примерно переводимый как "господин поместья". Это дворянский титул, который можно было не заслужить, а купить. Однако сочетание ла Саль стало ассоциироваться с Робером Кавелье так, как если бы это была его фамилия. Поэтому нашего героя часто называют Робер Ла Саль, или просто Ла Саль.
Робер еще в раннем детстве был отправлен в иезуитский колледж, (который существует и в наше время, и носит имя Пьера Корнеля), и вырос в его стенах в молодого ученого и преподавателя.
По настоянию отца он продолжил свое образование в других учебных заведениях иезуитов в Алансоне, Туре и Блуа.
Так же, чтобы угодить отцу, он стал послушником ордена иезуитов, отказавшись при этом от отцовского наследства.
Юноша изучал различные языки и науки, но любимыми среди них были история, география, астрономия и навигация.
Он зачитывался книгами, рассказывающими о приключениях французских первопроходцев в далеких заокеанских землях. И, совершенно логично, что когда встал вопрос, о принятии священнического сана - он выбрал не стены монастыря, а вольный ветер странствий.
В 22 года, расставшись с иезуитами, он отказался от предложения отца продолжить его торговое дело, и, налегке, отправился вслед за старшим братом Жаном, который был членом Конгрегации св. Сульпиция в Монреале, в Канаду, называвшуюся тогда Новая Франция.
О брате я ничего не знаю, но, судя по обществу, он был священником, и полем его деятельности было образование и миссионерская практика. То есть он был так же, человеком очень образованным.
На новом месте Ла Саль начал обживаться и осматриваться.
Два года он вел себя спокойно, ничем не отличаясь от большинства поселенцев. Получил земельный надел на острове Монреаль, который дал ему статус сеньора - землевладельца, начал приторговывать пушниной, поскольку знал это дело от собственного отца. Построил дом, подружился с властями...
Но для того, чтобы жить спокойной торговлей - не обязательно было покидать родную Францию.
И вот, через пару лет, непоседливый характер дал себя знать.
Ла Саль продает все имущество, кроме маленького домика, библиотеки и набора карт, и, выручив хорошие деньги - пускается на них в свое первое путешествие.
Следующие годы его жизни описаны в томах и томах исследований и литературы.
Сын торговца пушниной вошел в историю как один из величайших исследователей Америки.
Его целью был поиск короткого пути из Атлантического океана в Тихий, чтобы иметь возможность быстро доплыть до Китая. Он считал, что это можно сделать, двигаясь по рекам американского континента.
Современники вспоминали Ла Саля как человека очень образованного, очень одаренного, честолюбивого и настойчивого.
Он был решителен. И эта черта позволяла ему идти на риск и выигрывать. Он отличался постоянством - и всегда доводил начатое до конца, великая способность, при отсутствии которой многие мечтатели так пустыми мечтателями и остались. Он отличался большой твердостью духа и это не давало ему отступать перед трудностями. Кроме того он был богат, поскольку обладал коммерческими способностями и был по большому счету независим в своих исследованиях от денежных вливаний спонсоров.
Второй стороной медали был жесткий, холодный и беспощадный характер. И полное отсутствие дипломатичности. Если люди, в услугах которых он нуждался его не любили - это было их проблемой. Искать их расположения он не собирался.
Ла Саль дважды побывал на аудиенции у короля Людовика 14.
В первый раз он получил из его рук дворянский титул (король был очень впечатлен силой его личности), право на владение землями в Новом Свете, монополию на торговлю шкурами бизонов, а так же был назначен губернатором всех земель, которые откроет. Но денег король не дал. Все планы Ла Саль реализовывал за свой счет, и влез при этом в большие долги.
И что же он сделал делее?
Ла Саль исследовал и описал земли в несколько раз превосходящие размерами Францию.
Его действиями она получила долговременное доминирование на европейском рынке пушнины.
Он основал больше 30 поселений.
Его экспедиции сделали первое описание Ниагарского водопада.
Он первым нанес на карту очертания Великих озер.
Первым построил и спустил там на воду парусные суда.
Он исследовал реки Святого Иосифа, Огайо и Иллинойс.
Он первым прошел по Миссисипи и вышел к Мексиканскому заливу.
Он путешествовал на кораблях, индейских пирогах, верхом, пешком, и даже на санях.
Все пройденные территории, грандиозный бассейн реки Миссисипи, он объявил присоединенными к Франции, увеличив в 20 раз ее заморские владения.
И назвал их в честь короля - Луизианой (король был Людовик 14, по французски - Луи. Луизиана означает принадлежащие Луи).
Это были фантастические результаты.
Ла Саль сделал больше, чем десятки исследователей до и после него.
Современники считали, что ему просто очень везет.
Но было несколько секретов.
Ла Саль никогда не путешествовал большими экспедициями. В его отряде было максимум 20 человек, что обеспечивало ему хорошую маневренность и скорость передвижения.
Он не возил с собой заранее заготовленных обозов с провиантом, но охотой и рыбалкой добывал его по мере необходимости.
В отряде не было пушек, но были индейцы, хорошо знавшие местность,
он никогда не конфликтовал с ними, но изучал их обычаи.
Он знал шесть местных языков и десятки диалектов и мог свободно общаться с коренным населением, что значительно облегчало взаимопонимание.
Он носил индейскую одежду, применял индейские способы лечения болезней, умел строить пироги, и передвигался по континенту не как завоеватель, а как гость.
Его уважали местные племена, и оказывали его экспедициям всяческую поддержку.
А где же парусники и морские путешествия? Вправе воскликнуть недовольный читатель.
Вот сейчас будут и парусники)
Помимо друзей, у Ла Саля накопилось и некоторое количество врагов. В рамках борьбы против их козней он еще раз съездил на аудиенцию к королю. Преподнес ему Луизиану, был назначен ее губернатором и заручился высочайшей поддержкой.
Ла саль рассказал о своем намерении зайти в Миссисипи со стороны Мексиканского залива - дополнительно исследовав те места.
Параллельно он пообещал королю отобрать у испанцев Техас. (Имея при этом около 200 человек реальных и надеясь на привлечение 15000 виртуальных, в виде индейских воинов дружественных племен)
Но для этого нужен был флот.
И король дал ему пару кораблей...
Один из них Ле Джоли был нормальным. Второй - Ла Белла, представлял собой гору пронумерованных деталей. Что то вроде большого конструктора "сделай сам". Предполагалось погрузить второй на первый и собрать его на месте. Однако умные люди усомнились в том, что оба корабля в итоге доберутся до нового Света - и Ла Беллу за пару месяцев собрали во Франции. Это был 1684 год.
Всего же флотилия Ла Саля состояла из 4 кораблей. Информации о том, где он взял еще 2 я не нашла. Командиром флотилии был назначен некто капитан Божо.
До Мексиканского залива добрались не все.
Море кишело пиратами. Команда оказалась подобранной наспех и совершенно ни на что не пригодной. Ла Саль и Божо скоро возненавидели друг друга. Один из кораблей был захвачен испанцами. Команды болели.
Экспедиция была тяжелой...
Почти через полгода оставшиеся суда все-таки вошли в Мексиканский залив. И здесь ждал новый сюрприз. Дело в том, что они не смогли найти Миссисипи.
Это сейчас карты совершенны. А тогда их можно сказать, что и не было. Все карты, которые впервые показали европейцам истинные размеры Северной Америки сделал сам Ла Саль. Но в данном случае он ошибся.
Корабли метались по заливу - а реки не было. Она пропала. Я сама на спутниковой карте, на которой все подписано, с трудом нашла устье Миссисипи. Не потому, что в картах не разбираюсь, а потому, что местность там очень сложно разрезана мириадами протоков... Это даже если рядом подойти. А экспедиция промахнулась значительно - они начали искать реку очень далеко - в районе Техаса.
В итоге - капитаны переругались окончательно, до состояния непримиримой вражды, высадились на небольшой остров близ Техаса и начали искать Миссисипи высылая отряды в разные стороны. Все напрасно.
Весной Ла Саль перебрался на материк и основал там форт.
Он продолжал походы в поисках Миссисипи - но река исчезла, как не бывало.
Божо с двумя кораблями отправился назад во Францию - и у экспедиции осталась только Ла Белла.
В начале 1686 года в схватке с индейцам погиб капитан этого корабля. Матросы остались без руководства и добрались до запасов вина. В итоге они не справились с парусами, потеряли якоря и Ла Белла затонула в том же Мексиканском заливе.
Корабль был обнаружен археологами на его дне в 1995 году. Его по братски поделили Франция и США. Сейчас он находится в США, но принадлежит Франции.
Это был небольшой барк, длиной 16,5, высотой 4,5 метра. Да - на таких судах, размером с железнодорожный вагон, в те времена пересекали океаны и делали великие открытия.
Колонисты остались одни, на пустынном берегу, без возможности вернуться обратно и в полной неизвестности.
Они начали голодать. Вспыхнули болезни. Через несколько месяцев в форте осталось всего 30 человек.
В данных условиях Ла Саль принял решение на лодках добраться до Миссисипи и по ней - до Великих Озер, то есть - пересечь весь континент.
Во время этого мероприятия измученная команда взбунтовалась и убила его выстрелом из мушкета - именно тогда, когда совсем немного оставалось до населенных территорий.
Это случилось 19 марта 1687 года на территории современного Техаса.
Ла Салю было 43 года....
Убийца ненадолго его пережил. Вскоре его выследили дружественно относившиеся к Ла Салю индейцы. Отомстив за смерть своего друга.
Эти громадные территории подрезались соседями Франции несколько раз, в результате договоров. И, наконец, в 1803 году Наполеон, нуждавшийся в деньгах для своих походов, продал США почти все оставшиеся у Франции земли, открытые Ла Салем. В целом, это почти четверть территории современных Соединенных Штатов, которые они приобрели по смешной цене 7 центов за гектар.
Сейчас там находятся следующие штаты: Арканзас, Миссури, Айова, Оклахома, Канзас, Небраска, южная часть штата Миннесота, большая часть штата Северная Дакота, Южная Дакота, северо-восточная часть штата Нью-Мексико, Монтана, часть штата Вайоминг, северная часть Техаса, восточная половина Колорадо, часть штата Луизиана.
Это для иллюстрации масштаба деятельности Ла Саля.
Истинного романтика...
Потому что настоящая романтика - это труд, риск и целеустремленность.