Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что суть образования ребенка-это создание условий для их счастливой жизни. Ведь именно счастливой жизни мы от всей души желаем и своим детям, и себе. (С. Харрисон)
Пройдет немного времени и сегодняшний дошкольник станет первоклассником, учеником, школьником. Это событие резко изменит жизнь ребенка. К тому же, как показывает опыт, не всем детям, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, легко справиться с нагрузкой, которая ложится на их плечи с началом обучения, в частности, добавляются проблемы, связанные со сменой режима, соблюдением школьных требований, норм и правил поведения, которые являются новыми и непривычными, налаживанием взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный для ребенка, поскольку ему нужно адаптироваться к новым условиям жизни, виду деятельности, обязанностям, статусу, окружению.
Теория
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к требованиям школы и условий школьного обучения, которые являются для него новыми, непривычными по сравнению с условиями детского сада или семьи. От благоприятности протекания этого процесса зависит не только успешность учебной деятельности, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, ее позитивное отношение к окружению.
Цель адаптационного периода – создать психолого-педагогические условия, которые бы обеспечили эффективное и мягкое течение приспособление первоклассников к школьному обучению и жизни.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день и даже не неделя нужны для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем детского организма.
Что должны знать родители
Любой маме необходимо помнить, что адаптационный период первоклассников сопровождается такими процессами:
- происходит физиологическое приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке;
- формируются, развиваются и усваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения;
- через эмоциональную сферу первоклассника осуществляется оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных и, в соответствии с ней, происходит регулирование его поведения и деятельности.
Педагоги указывают на условия, которые влияют на успешное протекание процесса адаптации к школьному обучению. Среди них:
- полная семья;
- высокий уровень образования родителей;
- правильные методы воспитания в семье;
- отсутствие конфликтной ситуации в семье;
- функциональная готовность к обучению в школе, школьная зрелость;
- адекватное осознание своего статуса в группе ровесников;
- высокий статус ребенка в группе детского сада до поступления в первый класс;
- удовольствие от общения со взрослыми;
- положительное отношение к детям со стороны родителей и учителя.
Родители должны четко знать эти условия и максимально выполнять их. Это облегчит ребенку жизнь в первый школьный год.
Необходимо помнить, что адаптацию можно рассматривать не только как приспособление ребенка к успешному функционированию в школьной среде (к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д., причем без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.