Приготовьте место для этой книги на полке самых любимых историй. Она встанет рядом с "Вафельным сердцем", "Мой дедушка был вишней", "Леопардом за стеклом" и Тоней Глиммердал. Жеф Артс написал очень сильную, непредсказуемую, как северные льды, захватывающую дух книгу - о том, что когда никто ничего не может, кто-то должен действовать.
Заснеженное озеро светится в темноте. Город пока различим только по сверкающим огням на другом берегу. Матти и без фонарика видит дорогу. За спиной еле слышно звучит праздничная музыка. Он крепче прижимает к себе сумку. На то, чтобы переправить рыбку на другой берег, у него всего два часа. Потом вода в грелке остынет слишком сильно. Во всяком случае, если он не ошибся в расчётах.
***
И тут Матти осенило: она ничего не видит! Совсем ничего. И идёт не в ту сторону. Только что хотела в Зимнебережье, а теперь идёт назад в город.
— Ты такая родилась? — спрашивает он.
— Какая — такая?
— Слепая.
— Я не слепая!
— У тебя палка.
— Я различаю свет и темноту. Кто носит очки, тот не слепой. Иначе в очках нет никакого смысла.
— А теперь? — спрашивает Матти и выключает фонарик. — Что ты видишь теперь?
— Серую завесу, — бормочет Фрика себе под нос. — Когда в темноте идёт снег, всё превращается в сплошную серую завесу.
***
— Что это? — шепчет Фрика чуть слышно. Над гладью озера пролетает один пронзительный звук за другим. — Зверь?
Усивитью! Вививаво!
Матти знает, что это за звук. Хоть никогда и не слышал его с такого близкого расстояния. Иногда эта космическая музыка появляется, когда запускаешь с причала камешек по льду. После каждого касания камешка об лёд раздаётся короткое «тьюви». Если хорошо прицелиться, можно «сыграть» этот звук несколько раз подряд. Но ещё ни разу он не слышал его так громко, как здесь, на ледовой дороге.
— Это лёд поет, — отвечает он и сам замечает, что успокаивается. От задорных мелодий дрожит воздух.
Они то совсем близко, то отпрыгивают на другой край озера.
— Лёд?
— Он пришёл в движение. Из-за грузовиков. Или из-за наших шагов. Когда лёд движется, в нём появляются трещины. Они с быстротой молнии разбегаются по поверхности. Из-за этого лёд начинает подрагивать.
— А он расколется?
— Нет, — отвечает Матти. — Когда он начинает петь, он не сразу ломается.
— Уф-ф.
— Вроде бы.
***
Из-за сплошного снега невозможно разглядеть, что происходит впереди или сзади. К тому же звук идёт не с одной стороны, а будто сразу отовсюду.
— Не хочу умирать, — стуча зубами, произносит Фрика.
— Ещё бы, — отвечает Матти. — Мы слишком долго шли, чтобы вот так просто взять и умереть.