На фоне сообщений о том, что Дели планирует провести модернизацию всех истребителей Су-30 МКИ, а так же на фоне сообщения о продлении лицензии на производства данных истребителей, в Индии весьма неожиданно заявили о том, что предстоящие улучшения сделают из него ещё более дорогим истребителем, обходящий по своей стоимости российские и китайские аналоги, и более того назвали недостатки Су-30 МКИ.
Удивлены?
Признаться, я удивлен! Особенно тем, что в Индии назвав недостатки истребителя Су-30 МКИ, заявляют, что не смотря на это, он, истребитель Су 30 МКИ, представляет собой серьезную "угрозу" для любого противника в небе!
Вот теперь точно уверен что многие не только удивлены данным событие, но и в целом заинтригованны им. И поэтому, для полноты понимания, предлагаю начать с подробностей произошедшего.
Итак довольно популярное, индийское, военно-аналитическое издание "India Defence News" опубликовало материал, авторы которого заявляют о том, что постоянно идущая модернизация истребителей Су-30 МКИ ВВС Индии, сделали его намного дороже российских и китайских аналогов. И при этом, как отмечается, особыми преимуществами он не обладает, несмотря на то что оснащен авионикой состоящей из ряда французских, израильских и непосредственно индийских систем и подсистем.
Более того эксперты заявляют, что истребитель Су-30 МКИ имеет ряд недостатков, которые по мнению обозревателей издания могут быть устранены, в ходе предстоящей модернизации.
В общем и целом авторы опубликованного материала, среди недостатков истребителя Су-30 МКИ называют наличие проблем с двигателем, отсутствие авиационных систем (станций) предупреждения о ракетной атаке. Так же авторы отмечают наличие проблем со станцией активных помех САП-518, поставками комплектующих и запасных частей к самолёту. Так же отмечается как одна из основных проблем, согласование с Россией интеграции нового вооружения на истребитель Су-30 МКИ и ещё индийские эксперты отмечают как одну из проблем самолёта, его большое радиолокационное сечение планера истребителя.
При этом самое интересное заключается в том, что обозреватели индийского издания приводят к каждому названному "недостатку" истребителя Су-30 МКИ, свое обоснование.
Так авторы отмечают, что установленные двигатели АЛ-31 ФП, хоть и обладают системой трехмерного управления тягой, но он, по утверждению, не соответствует заявленным производителем параметрам. И более того, совершенно не подходит для эксплуатации в климатических условиях Индии.
При этом в качестве подтверждения своих выводов, авторы приводят статистические данные, якобы согласно которых истребители Су-30 МКИ, за период с 2014 по 2018 год совершил 34 экстренные посадки с одним двигателем, и причиной этому, как указывается стали отказы в воздухе второго двигателя установленного на истребители. При этом авторы выражают в некотором роде надежду на то, что замена двигателей АЛ-31 ФП на двигатели АЛ-41 позволит эту проблему устранить!
Что же касается отсутствия у истребителя Су-30 МКИ авиационных станций предупреждения о ракетной атаке, авторы отмечают, что это довольная серьезная проблема, так как её наличие позволило бы пилотам своевременно и эффективно обнаруживать приближение ракет, их направление движения, а так же позволило бы определять класс ракет. Что в итоге позволило бы пилотам Су-30 МКИ предпринимать своевременные действия для уклонения от ракетной атаки. А пока, как утверждают авторы, пилотам приходится полагаться на установленные системы РЭБ, а так же на БРЛС. Которые в свою очередь, по утверждению, эффективны только на коротких дистанциях.
При этом авторы отмечают, что несмотря на отсутствия данных авиационных станций предупреждения о ракетной атаке, опыт эксплуатации Су-30 МКИ в приграничных конфликтах с Пакистаном показал довольно впечатляющий результат. Где, как отмечается, Су-30 МКИ успешно увернулся от американских ракет класса воздух-воздух, выпущенных истребителям F-16 ВВС Пакистана в 2019 году, в ходе воздушных боев.
Так же авторы заявляют, что истребитель Су-30 МКИ имеет ряд проблемы с установленным на него комплексом активных помех САП-518 "Регата". А именно, как утверждается сразу с двумя. Где первая проблема заключается в том, что они довольно тяжелые, и зачастую их не устанавливают перед вылетом на истребитель, так как вместо этого комплекса, ВВС Индии предпочитает устанавливать больше другого вооружения, в частности ракет, либо же, как отмечается топлива!
Второй проблемой комплекса активных помех САП-518, как утверждают авторы, является несовместимость с другими комплексами РЭБ, в частности с собственной разработкой системы радиолокационного предупреждения "Tarang". Что в итоге не позволяет интегрировать собственную разработку в истребитель Су-30 МКИ, так как САП-518 в ходе своей работы оказывает прямое влияние на работу индийской разработки и даже изменение программного обеспечения не позволяет устранить эту проблему.
Однако, самое интересное на мой взгляд заключается в том, как авторы опубликованного материала объясняют проблему с поставками комплектующих и запасных частей к истребителю Су-30 МКИ Россией. Где, как оказывается не только Индия, но и ряд других стран эксплуатантов столкнулись с проблемой, в которой производитель, в нашем случае это авиационный холдинг "Компания Сухой", который в силу своей экономической "слабости", образовавшихся в ходе дезорганизации СССР, а так же отсутствия крупных заказов, столкнулся с последствиями которые привели к потери производственных мощностей. Что по утверждению стало причиной по которой Россия не успевает справляться с имеющимися обязательствами.
А этот момент, как отмечают авторы опубликованного материала, отражается на количественном составе боеготовых истребителей и составляет в среднем порядка 60-65 процентов боеготовности от всего состава истребителей Су-30 МКИ ВВС Индии.
Что же касается так называемой проблемы интеграции нового вооружения на данный истребитель? Вот тут авторы отмечают, что это довольно серьезная проблема с которой сталкивается Индия. И причиной этому, как отмечают авторы, является одновременное нежелание сразу и России, и стран НАТО устанавливать на Су-30 МКИ вооружения и систем авионики западного образца.
При этом авторы так же дают объяснение так называемой проблеме большой ЭПР из которого следует, что именно из-за неё истребитель Су-30 МКИ имеет ограниченные возможности для применения в условиях активного сопротивления и мощной противовоздушной обороны потенциального противника. Что в целом по предположению авторов может решить очередная модернизация за счет изменения конструкции планера, либо замены частей планера на радиопрозрачные элементы, а так же замена двигателей с установленными дожигателями. Которые в свою очередь, по утверждению, должны снизить видимость в инфракрасном спектре.
В итоге резюмируя свой материал, эксперты индийского издания заявляют что несмотря на свои недостатки, истребитель Су-30 МКИ представляет собой основу истребительного флота Индии и считается одним из самых эффективных и мощных истребителей современности способным ответить на любые вызовы со стороны потенциальных противников!
Вот что можно сказать?
Во-первых, хочу отметить, что опубликованный материал очень противоречивый по ряду факторов и в целом отражает сугубо мнение его авторов. Которые, как понимаем, опираясь на ранее выраженные пожелания командования ВВС Индии собрали все воедино, добавив к этому какие-то данные, которые ещё требуют подтверждения.
Почему так считаю?
Да потому, что если бы так было на самом деле, имеется ввиду момент, в котором авторы заявляют о якобы 34 совершенных экстренных посадок истребителей Су-30 МКИ с одним двигателем, то не только индийская пресса, а больше и скорее всего западная пресса указывала бы на это. Причем надо отметить, что указывала бы она на это с завидной периодичностью и при любом удобном случае в силу известных причин. Но как мы знаем этого не происходит и соответственно данное утверждение требует очень внимательного изучения. Но в силу того, что подобная информация как правило не разглашается для широкой общественности, нам остается только надеяться, что это просто доводы основанный на неподтвержденной информации.
Во-вторых, что касается заявление о проблеме отсутствия у наших истребителей авиационных станций предупреждения о ракетной атаке, вот тут надо отметить, что данный вопрос вызывает очень много дискуссий и споров среди различных экспертов в области авиации. Где одни говорят о её эффективности и необходимости её наличия, а вторые наоборот, заявляют о бесполезности данной системы в силу того, что она представляет собой некий аналог имеющихся систем и более того заявляют о том, что она полностью дублирует системы РЭБ которые установлены не только на российских истребителях, но и на истребителей других производителей, в частности французских и немецких.
То есть как понимаем, эксперты индийского издания утверждают, что данные авиационные станции предупреждения о ракетной атаке просто необходимы Су-30 МКИ, для так называемого повышения его эффективности, но при этом, что самое странное, своего рода жалуются на комплексы РЭБ САП-518. Которые в свою очередь именно и предназначены для того, чтобы защитить самолёт от ракетного нападения.
Причем надо отметить, что САП-518, защищает самолет без лишней информационной нагрузки на пилота и в автоматическом режиме, а вот в случае с станциями предупреждения, пилоту придется отвлекаться от поставленных задач и полностью самому предпринимать действия по спасению самолета от ракетной атаки.
Да конечно надо признать, что у станций предупреждения о ракетной атаки есть свои плюсы, а именно те, что она позволяет пилоту истребителя предпринять своевременные действия от ракет без ГСН, но тут есть одно маленькое, но очень важное "Но". Которое заключается в том, чо на сегодня практически нет ракет без головок самонаведения, а если и есть то они находятся на вооружения стран, которые не могут себе позволить высокотехнологичное вооружение.
То есть как понимаем данная проблема больше носит условный характер направленный на продвижение сторонних интересов, в частности заинтересованных производителей в том, чтобы вытеснить Россию с рынка вооружения Индии.
Причем это отчетливо видно и из других приведенных объяснений, так называемых проблем самолета, в частности таких как проблема с поставками комплектующих и запасных частей, а так же высокого ЭПР и интеграции зарубежного вооружения.
Почему так считаю?
Да потому, что многие комплектующие для истребителя Су-30 МКИ производятся на территории Индии и тем самым, как понимаем это уже противоречит заявлению о проблемах в этом плане. Более того тут надо отметить, что объяснение об отсутствии производственных мощностей у нашего производителя совершенно лишнее тут. И даже более того Россия с удовольствием бы поставляла бы комплектующие, если бы были своевременные заказы на них, но с учетом индийской бюрократии тут это утверждение, как понимаем совершенно не к месте и не про нас. Особенно если учесть, что наша страна пытается всеми возможными методами запустить свою промышленность и тут, как говориться "приехали" мы сами же не хотим исполнять своевременно заказы и тем самым обеспечить себя работой! Несколько странно выходит, не так ли?
Что же касается утверждения об ЭПР?
Вот тут надо отметить.что истребитель Су-30 был изначально был разработан в концепции так называемого "хищника", который за счет своих мощных радаров сам ищет цели, и в отличии от так называемых истребителей "невидимок" независим от самолетов ДРЛО. Которые, как мы знаем сканируя пространство выдают целеуказания "стелс" самолетам.
То есть как понимаем утверждение о высоком ЭПР напрямую противоречить концепции самолета и выглядит как желаемое, но практически неосуществимое, в силу ряда обстоятельств, которые и делают наш истребитель Су-30 неким эталоном качества и эффективности.
А вот насчет вопроса интеграции вооружения западного образца на наш истребитель, тут скорее всего надо задать этот вопрос именно к западным производителям, так как эта проблема больше исходит от них. Так как они прекрасно знают и понимают, что дав свое согласие на установку своего вооружения на наш истребитель они тем самым дают свое согласие на то, что Россия получит доступ к их вооружению и технологиям, что и лежит в основе так называемой "проблемы".
То есть как понимаем это не проблема Су-30 МКИ, а как раз таки проблема геополитического характера, что в свою очередь также подтверждает сделанный выше вывод о том, что данный материал просто является еще одним примером так называемой "скрытой" борьбы за индийский рынок вооружения. Где Россия и истребитель Су-30 МКИ занимают очень прочные и лидирующие позиции, с которых так называемым "конкурентам" нас никак не возможно сдвинуть, кроме как создавая некий образ наличия серьезных "проблем" и не более того.
В итоге хочу отметить, что как заявили обозреватели индийского издания, наш истребитель хоть и имеет "проблемы" и недостатки, но на сегодня считается лучшим в своем классе и ему никто не может составить конкуренцию кроме как самой Россией. А этот момент говорит только об одном, наши истребители считаются лучшими в мире, а наши технологии самыми эффективными. Что в свою очередь довольно приятно понимать и знать!
Спасибо за прочтение!
Ставми лайки и подписываемся на канал.