С 1 сентября начал действовать обновленный закон "Об образовании", он официально вводит в правовое поле понятие "патриотическое воспитание". Ожидается, что в 2020-2021 учебном году модель патриотического воспитания будет представлена широкой публике, а затем, после обсуждения, в образовательных учреждениях появятся соответствующие учебные планы. Свое мнение о том, какими они могут быть, высказал радио Sputnik профессор МГИМО, ведущий программы "Умники и умницы" Юрий Вяземский.
"Воспитание патриотизма должно делаться штучно хорошим педагогом. Это должен быть не какой-то отдельный урок патриотизма, это должно быть постоянно, поскольку патриотизм – это часть жизни. Такое воспитание идет и с болью, и с радостью, и с сопереживанием. Для меня это так. Это невозможно отдельно внести в школьную программу, это должен делать каждый учитель, а не только учителя истории и литературы. Патриотизм должен быть и в химии, и в физике, и так далее", – убежден Юрий Вяземский. При этом в патриотическом воспитании важно не допускать перегибов, уверен профессор.
"Не надо слово "патриотизм" забалтывать. Не надо считать, что это очень просто, что можно прийти в класс и сказать ученикам, что они теперь патриоты. Молодежь ищет себя и иногда для этого отрицает чужие ценности. Молодые ребята в каком-то смысле нигилисты, но это проходит с возрастом. Здесь надо осторожно себя вести. Если навязывать патриотизм молодому существу, то можно получить отрицательную реакцию", – предупредил Юрий Вяземский.
Олег Смолин:
"Ну во-первых, хотел бы уточнить, что упоминаемый здесь президентский закон вносит изменения в базовый закон «Об образовании» в части организации воспитательной работы. Про патриотическое воспитание впрямую там не сказано, а говорится только о том, что целями воспитательной работы должны быть уважение к старшим, к труду и к своей стране.
Второе. Под закон действительно собираются принимать программу патриотического воспитания, которая должна в том числе обеспечить и некоторую финансовую поддержку реализации этого закона.
Третье. До закона, но фактически под него, принято решение о том, что классные руководители должны получать дополнительно по 5 тысяч рублей в месяц из федерального бюджета. И это конечно важно, поскольку именно классный руководитель больше всего занимается ребятами, что называется, повседневно, а не только на показуху.
И наконец, я согласен в основном с Юрием Вяземским: патриотическое воспитание – дело очень тонкое, оно не терпит формализма. Бюрократическая формализация убивает патриотическое воспитание. И кстати, хочу напомнить, что по данным недавнего опроса ВЦИОМ 92% граждан России считают себя патриотами, но при этом 30% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы жить не в России, а в другой стране.
Поэтому прежде всего сам учитель должен быть патриотом и доносить до детей любовь к своей стране через свое к ней отношение, через свою личность. Иначе результата не будет. Я уже не говорю о том, что государство должно помнить: патриотизм – это естественная реакция молодого человека, и не только молодого, на отношение к нему государства. Государство должно любить своих граждан, чтобы они любили свою страну."