Найти в Дзене

Инопланетное заселение Земли в романах нобелевского лауреата

Откуда все беды человечества?

Английская писательница Дорис Лессинг в 2007 году получила Нобелевскую премию по литературе, в том числе, за свою космическо-фантастическую антиутопическую пенталогию (серию из пяти романов) "Канопус в Аргосе", в которой говорится о некогда плодородной и подающей большие надежды планете Роанда, ставшей яблоком раздора между цивилизациями Канопуса, Сириуса и Путтиора и переименованную в Шикасту – планету с "дегенеративной болезнью". То есть, как вы поняли, о планете Земля.

Это было мое одновременное приобретение: первого романа "Шикаста" не хватает, зато купила еще роман Яна Потоцкого "Рукопись, найденная в Сарагосе"
Это было мое одновременное приобретение: первого романа "Шикаста" не хватает, зато купила еще роман Яна Потоцкого "Рукопись, найденная в Сарагосе"

Я уже как-то писала, что мне не везет с книжными сериями: по разным причинам мне не удается начать читать с самого начала! Эту пенталогию я тоже начала читать со второго романа, а самый первый – "Шикаста" – прочитала в последнюю очередь. Произведения, в принципе, не сильно взаимосвязаны, хотя объединены в общую вселенную и иной раз в них действуют одни персонажи. Но вы ничего не потеряете, если будете читать книги по отдельности (к тому же в библиотеках, я так поняла, книг нет, да и в продаже чаще попадаются только отдельные части).

Вот список по хронологии написания (названия пишу в том переводе, в котором я читала):

1. "Шикаста" (1979) (Re: Colonised Planet 5, Shikasta)

История о планете Земля Шикаста глазами цивилизации Канопус (самая яркая звезда после Сириуса, если не считать Солнце). Супермегаразумные создания с Канопуса организуют жизнь на планете, помогая аборигенам: завозят с другой планеты гигантов, строят Математические Города (в виде геометрических фигур – для лучшей связи с космосом и самим Канопусом, конечно же), засылают своих агентов, рождающихся в телах людей, но имеющих особые взгляды и умеющих вести за собой; а также, как могут, сдерживают влияние паразитической планеты Шаммат, которая несет хаос и сеет раздор и ненависть. Вообще много отсылок к Ветхому Завету, но они не очень системные.

Что понравилось: описание международного конгресса по вопросу обвинения белой расы в колонизации практически всей планеты (было очень похоже на Нюрнбергский процесс) и довольно неожиданный вывод по этому вопросу.

2. "Браки между Зонами Три, Четыре и Пять" (1980) (The Marriages Between Zones Three, Four and Five)

Практически не связанная с космическими делами история о двух (потом трех) странах, в которых жизненный уклад совершенно разный. Высшие силы (мы теперь знаем, что это инопланетяне с Канопуса) приказывают спокойной, душевной и мудрой правительнице Зоны Три выйти замуж за правителя Зоны Четыре – мужлана, который превратил свою страну в армию. Есть еще Зона Пять – там дела еще хуже, чем в Зоне Четыре: люди ведут кочевой образ жизни, нападают друг на друга, как племена на рассвете цивилизации. То есть мы понимаем, что чем меньше цифра в названии Зоны, тем круче там жизнь, тем ближе к идеалу (идеалу канопианской цивилизации).

Что понравилось: хороший посыл о том, что люди, страны, цивилизации не должны быть разделены стеной – каждый может научить другого чему-то хорошему, полезному, нельзя жить за железным занавесом, нужно взаимодействовать, даже если сначала кажется, что это общение обречено на провал.

3. "Сириус экспериментирует" (1980) (The Sirian Experiments)

Более структурированная история Шикасты глазами другой империи – Сириуса. Сириане, в отличие от Канопуса, еще не достигли дзена, они пока больше напоминают мощное тоталитарное государство, управляемое Пятеркой (Дорис Лессинг – бывшая коммунистка). Достигнув, казалось бы, всех благ, Сирианская Империя не знает, куда направить энергию своих подданных, и от нечего делать начинает экспериментировать. Эксперименты совершенно бессмысленные и довольно жестокие (потом это сравнивается с экспериментами, которые проводились в фашистских лагерях над пленными). То есть автор говорит о том, что жизнь на нашей планете – это, возможно, просто череда бесполезных жутких опытов над людьми кем-то свыше. Чем иначе объяснить многие события?

Что понравилось: довольно четкое повествование на стыке географии, истории и теории Дарвина. Под Первым Южным Континентом (ПЮК) легко узнается Африка: мы понимаем, почему там образовались пустыни. Второй Южный Континент (ВЮК) и Северный Изолированный Континент (СИК) – это, соответственно, Южная и Северная Америка: тут и про цивилизацию майя, и про индейцев (как они там появились). Основной Материк, Северо-Западные Земли и т.д. Всё очевидно, параллели легко считываются.

4. "Создание Представителя для Планеты Восемь" (1982) (The Making of the Representative for Planet 8)

Сама Дорис Лессинг сразу заявила, что эта история родилась у нее под впечатлением от Британской антарктической экспедиции 1910—1913 годов, возглавляемой Робертом Скоттом:

От основной базы их отделяли 264 км. Члены команды понимали, что это конец. Роберт Скотт в дневнике указывал, что хотел было выдать спутникам смертельные дозы опиума, но потом было решено дожидаться естественной смерти.

Если честно, я ничего не знала об этой экспедиции в Антарктике, когда читала роман. И, уверяю вас, книга самодостаточна и без этой отсылки! Мы видим другую планету – Планету Восемь. Ее расцвет и ее гибель. Автор задается вопросом: почему какие-то цивилизации обречены на смерть, чья в этом вина? Агент Канопуса поддерживает дух последних из выживших. Но есть ли вообще смерть?

Что понравилось: очень четкий законченный сюжет. Интересная идея о разделении людей на "касты", но "касты" эти – взаимозаменяемые: когда ты занимаешься врачеванием, то тебя зовут Братч, если учишь, то Педуг, но если ты рассказываешь какую-то историю, то становишься сказителем – и твое имя теперь Доэг. Ведь у нас действительно так: когда ты с ребенком, то ты мать, когда ты на работе – ты менеджер, когда ты пришла в магазин – ты покупатель и т.д. Мы постоянно меняем свои имена!

Вообще эта история мне напомнила роман другой английской писательницы – "Лёд" (1967) Анны Каван. Тоже про замерзание планеты. Только "Лёд" читать тяжелее: он ближе к "потоку сознания", о котором я тоже писала. Говорят, Анна Каван писала роман, находясь под наркотическим опьянением (специально для автоматического письма).

5. "Сентиментальные агенты в Империи Волиен" (1983) (The Sentimental Agents in the Volyen Empire)

Мы перемещаемся на задворки Вселенной, где Сириус, Канопус и Путтора борются за три небольшие планетки, на которых проживает рабочий класс (привет социалистической революции!). Отсылок к СССР довольно много. Но главное здесь – Риторика. С большой долей сарказма Дорис Лессинг говорит о том, как Риторика влияет на умы (в особенности молодые умы), как с помощью красного словца можно легко и быстро запудрить голову кому угодно и как тяжело потом лечиться от всего этого. Самая ироничная часть, язвительная по отношению к политическим речам, средствам массовой информации, всяческим лозунгам и даже разговорам на кухне. Главного героя Инсента мне просто хотелось убить с первых же страниц! Но канопианец продолжает бороться за этого молодого человека, попавшего под влияние мерзкой планеты Шаммат (империи Путтиора), потому что видит в нем большой потенциал (этот же потенциал увидела в нем и Шаммат).

Что понравилось: ирония над политическими речами, за которыми ничего не стоит. Риторике можно научиться и использовать в своих целях: хороших и не очень. А еще можно излечиться от Риторики, но это, пожалуй, тяжелее, чем излечиться от алкоголизма или наркотической зависимости. Шаммат проводит шикарный экзамен, в котором студенты Школы Политики должны произнести один и тот же текст, а специальный аппарат замеряет какой-то уровень, который повышается на так называемых ключевых словах: важно самому оставаться спокойным, произнося их. Среди этих ключевых слов "друзья", "работа", "жертва", "любовь", "товарищи", "мы". Узнаете любимые слова ораторов?

– А что тебе понадобится?
– Стать неуязвимым для манипуляции словами. Что же еще?

Я очень рада, что я начала читать не с первой книги: мне кажется, она одна из самых слабых в этой серии. Хотя! Хотя, конечно, открывает для читателя всю вселенную этого автора. Все остальные книги так или иначе будут строиться на каких-то вещах, взятых из "Шикасты".

Самые крутые романы, на мой взгляд, последние: "Создание Представителя для Планеты Восемь" и "Сентиментальные агенты в Империи Волиен". Да, названия, конечно, не самые запоминающиеся, но это цельные истории, которые заставляют задуматься. Если хотите начать с чего-то попроще, то рекомендую "Браки между Зонами" или "Сириус экспериментирует".