В последние годы компания KTM стала очень успешной и чрезвычайно популярной во всех видах внедорожных мотогонок. Посетите любое мотоциклетное соревнование, и вы в этом легко убедитесь. Сегодня KTM выпускает широкий спектр моделей для внедорожного сегмента, а в последние годы бренд стал одним из самых предпочтительных в мотокроссе и эндуро.
В компании не наблюдается никаких признаков упадка в ближайшем будущем, поскольку она продолжает вкладывать деньги в разработки, оснащать свои мотоциклы премиальными компонентами и выигрывать национальные и международные чемпионаты. Буквально за какое-то десятилетие KTM превратилась в самого крупного игрока на рынке, но в прошлом австрийская компания не всегда была на высоте…
С этого материала мы начинаем рассказ об истории кроссовых мотоциклом КТМ и о советских гонщиках, которые подняли компанию КТМ в семидесятых годах прошлого столетия на небывалую высоту.
KTM AG (бывший KTM Sportmotorcycle AG) является австрийским производителем мотоциклов и спортивных автомобилей, принадлежащих KTM Industries AG и Bajaj Auto. Она была образована в 1992 году, но официальной датой основания предприятия считается 1934 год.
Первые модели KTM R100 были украшены логотипом тигра. На данным момент нет четкого объяснения того, как появились три буквы KTM. Существуют две версии: На соревнованиях по мотоспорту Ханс Трункенпольц регулярно встречался с Эрнстом Куссином, который в то время был тренером и директором по продажам австрийского производителя мотоциклов HMW (Halleiner Motorenwerke). Ханс вовлек Куссина в разработку и производство первой модели R100, а тот в свою очередь познакомил Трункенпольца с главой компании-производителя двигателей Rotax. Название компании КТМ вызвано инициалами - Kussin, Trunkenpolz и Moser. Вопреки этому, семейство KTM и история компании показывают, что инициалы происходят от «Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen». С середины 1950-х годов, когда Эрнст Кронрейф стал партнером компании, все было четко определено. С тех пор KTM означает «Kronreif Trunkenpolz Mattighofen».
Именно тогда молодой инженер по имени Ханс Трункенпольц, проживавший в городе Маттингхофен, открыл мастерскую по обработке металла, которая получила название «Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen» (KTM). Уже через три года, в 1937 году, компания становится официальным продавцом мотоциклов марки DKW, а уже через год крупнейшей мастерской по ремонту мотоциклов и автомобилей в Верхней Австрии.
Первый официальный логотип KTM был создан, когда к компании присоединился Эрнст Кронрейф. В то время не было согласованной окраски: овальный отпечаток был частично оранжевым и синим.
Спустя 17 лет, в 1951 году, Трункенпольцу удалось-таки начать серийную сборку небольших мотоциклов и мопедов, на которые устанавливались 2-тактные моторы, приобретаемые у сторонних производителей. В 1954 году мотоциклы компании впервые дебютировали в австрийском национальном чемпионате по мотогонкам и завоевали три первых места. Обратив внимание на локальный успех небольшой компании, в штат которой входило всего лишь несколько десятков сотрудников, совместными усилиями собиравших по три мотоцикла в сутки, успешный бизнесмен Эрнст Кронрейф в 1955 году приобрёл контрольный пакет акций фирмы и стал её главным акционером. Разумеется, после этого предприятие получило обновлённое название, в котором была задействована фамилия нового совладельца. Однако это не повлияло на аббревиатуру. Она осталась прежней – KTM (Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen).
1956 год - первое участие в Международных шестидневных соревнованиях, гонщик КТМ Эгон Дорнауэр завоевывает «золото».
С приходом Эрнста Кронрейфа компания КТМ стала самым успешным, после фирмы Puch, мотоциклетным производителем в Австрии. Первые мотоциклы R100 марки КТМ, выпущенные в 1951 году, представляли собой машины, оснащенные двигателями Rotax объемом 98сс, за которыми последовали мопеды, мотороллеры и легкие мотоциклы с двухтактными двигателями Puch, Sachs и Rotax.
1956 год - первое участие в Международных шестидневных соревнованиях, гонщик КТМ Эгон Дорнауэр завоевывает «золото».
С приходом Эрнста Кронрейфа компания КТМ стала самым успешным, после фирмы Puch, мотоциклетным производителем в Австрии. Первые мотоциклы R100 марки КТМ, выпущенные в 1951 году, представляли собой машины, оснащенные двигателями Rotax объемом 98сс, за которыми последовали мопеды, мотороллеры и легкие мотоциклы с двухтактными двигателями Puch, Sachs и Rotax.
Спустя два года в результате кризиса в мотоциклетной индустрии выпуск мотоциклов был приостановлен, однако, был выпущен первый скутер “Ponny”. В 1960 году компанию настигает новый удар - уходит из жизни Эрнст Кронрейф, а через два года от сердечного приступа умирает Ханс Трункенпольц. Компания вновь переименовывается на Krafträder Trunkenpolz Mattighofen, и управление берет на себя сын Ханса - Эрих.Одним из знаковых событий для КТМ стала 39-я гонка ISDТ (International Six Days Trophy), которая проводилась с 17 по 22 сентября 1964 года в Тюрингенском лесу, в бывшей ГДР. Среди 226 участников из 14 стран были три гонщика только созданной команды KTM Factory - Йоханн Соммерауэр и Ханнес Мейзенбихлер на GS 50 и действующий австрийский национальный чемпион Тони Кименссенгер, который ехал на мотоцикле класса 125cc. Конечно, большая часть внимания общественности была сосредоточена на голливудской звезде Стиве Маккуине, который гонялся на тяжелом четырехтактном мотоцикле, но несколько раз потерпел аварии и был вынужден сойти с дистанции на третий день соревнований.
В 1968 году КТМ выходит на новый уровень - начинается производство внедорожной модели «Penton 125 Six Days» для экспорта в США. Идею компании подал гонщик эндуро и основатель одноименного американского бренда внедорожных мотоциклов - Джон Пентон, который сыграл важную роль в истории KTM. В результате его инициативы KTM начала серийное производство конкурентоспособных внедорожных мотоциклов.
В 1962 году дилер мотоциклов и гонщик Джон Пентон, гоняясь на соревнованиях по эндуро в Европе, был очарован маленькими, но мощными европейскими мотоциклами NSU 175. Такая техника отсутствовала на американском рынке, и Джон начал искать производителя, который мог бы претворить в жизнь его планы по выпуску легкого внедорожного мотоцикла. После многолетнего опыта работы в индустрии мотоциклов и как один из американских пионеров ISDT, Пентон четко представлял мотоцикл, который он хотел продавать в США.
Спустя четыре месяца первый прототип был готов. GS-версия весила всего 103 кг; и оснащалась 125-кубовым 5-скоростным двигателем Sachs с цилиндром из чугуна, который также был доступен и в 100cc версии. В то время как конкуренты KTM все еще использовали устаревшие и тяжелые передние вилки «Earles», KTM решила поставить более надежную вилку «Ceriani» с диаметром трубы 35 мм и 135мм пружинами, а также регулируемый задний амортизатор той же компании. В итоге получился именно тот мотоцикл, который и хотел Пентон. До конца года прототип был доставлен в США, после чего Джон приехал в Европу, чтобы принять окончательные решение относительно дизайна.
Весной 1968 года в США прибыли шесть прототипов 100-кубовых Penton. Вскоре после этого, без каких-либо тестов, один из прототипов уже вышел на старт в Национальном чемпионате Канады по эндуро, но вовремя гонки у двигателя Sachs возникли технические проблемы. Без колебаний в цехе Penton были изготовлены новые усовершенствованные образцы для замены производственных деталей. Это привело к дополнительным затратам, как временным, так и финансовым, поскольку до сборки в Маттигофене все двигатели «Sachs» должны были быть оснащены переделанными деталями и протестированы.
В конце 60-х годов чрезвычайной популярностью пользовались внедорожные мотоциклы начального уровня, и на мотоциклы Penton с самого начала был большой спрос. Более 400 американо-австрийских машин были проданы уже в первый год сотрудничества. Почти 10 лет спустя в США было продано более 25 000 мотоциклов.
Вместо простых обозначений модели Penton хотел оснастить свои мотоциклы броскими именами. Следуя его предложению, 125-кубовые машины получили название «Six Days», поскольку ISDT были единственными международными соревнованиями по эндуро, и мотоциклы для них должны были быть особенно надежными и быстрыми. Мотоциклы с объемом двигателя 100сс были названы «Berkshire», в честь знаменитого внедорожного события в Массачусетсе.
В 1969 году Пентон заказал у КТМ уже 1000 моделей «Penton Six Day 125» для продажи в США. Помимо мотоциклов для американского рынка, KTM выпускала и модели для европейского рынка, но в отличие от экспортных они имели обозначение GS 100/125 или MC 125. Модели KTM в те времена оснащались современными вилками «Ceriani» и тормозами «Oldani». К концу года, первоначально предусмотренные 1000 моделей «Penton Six Day 125» уже превратились в 3000 и Пентон стал первым официальным импортером KTM в США
Сотрудничество с Penton стало удачной находкой для KTM: благодаря успешной модельной политике австрийский бренд мог увеличить продажи на 25%. Причиной такого роста было в том, что «Penton» очень успешно продавал свои мотоциклы за океаном. Рост продаж также сопровождался успешным выступлением американской команды на 44-й гонке ISDT в Гармиш-Партенкирхене, а также тем, что гонщики на мотоциклах Penton заработали невероятные 38 побед на различных мотокроссах и внедорожных гонках в классах 100cc и 125cc.
Благодаря отличным продажам в США, Джон Пентон хотел добавить еще 175-кубовую модель «Jackpiner» к уже существующей линейке, но ни у KTM, ни у Sachs не было подходящего двигателя. В качестве временного решения в Penton поставили на несколько моделей самодельный цилиндр объемом 152сс.
Но в КТМ все больше и больше были недовольны названием Penton на бензобаке. Мотоциклы были идеей Джона, но они были полностью произведены в Моттингофене и г-н Трункенпольц хотел видеть на всех моделях логотип KTM. Таким образом, в 1972 году 175-кубовые мотоциклы, предназначавшиеся для Penton, приехали в Америку с большим логотипом KTM. Это был первый мотоциклетный двигатель, который KTM изготовила на собственном заводе. В 1975 году ситуация стала еще хуже, мотоциклы КТМ начали появляться на Западном побережье США, но импортированные кем-то другим.
В последующие годы Penton все реже занималась разработкой новых моделей. Однако наклейки Penton можно было найти на мотоциклах KTM в США вплоть до 1977 года. В 1978 году КТМ основала дочернюю компанию KTM America Inc., Завод приобрел права на распространение, а также всю инфраструктуру компании. Название Penton было наконец заменено логотипом KTM по всему миру. По сей день офис KTM остается в Лоране, штат Огайо, недалеко от семейной фермы Penton. В июне 2014 года «Pipeline Digital Media» выпустила фильм о Джоне Пентоне. «The John Penton Story» - это интересная биография, которая также рассказывает о компании Penton и призвана помочь молодому поколению гонщиков понять, как наш спорт стал таким, каким он является сейчас. Фильм является продуктом Тодда Хаффмана, который создал The Motocross Files, и он представляет историю компании Penton и самого Джона в интервью, фотографиях и старинных клипах.
Но вернемся к истории КТМ. В 1970 году компания наладила выпуск своего первого двигателя, и теперь кроссовые мотоциклы были оснащены собственными двигателями, а название компании стало синонимом этой дисциплины мотоциклетного спорта.
В тот же год на новом кроссовом мотоцикле класса 250сс Манфред Клерр побеждает на национальном чемпионате Австрии. В 1971 году мотоциклы KTM дебютируют на чемпионате мира по мотокроссу, и компания была наконец вознаграждена несколькими заработанными очками. Довольно быстро стало ясно, что KTM не оставит шанса доминирующим шведским, чешским и японским производителям, которые тратят много денег на своих лучших гонщиков. Но зарплаты топ-гонщиков были слишком высоки и бюджет KTM на тот момент не позволял их содержать. Нужно был искать какой-то выход, и он был найден.
Тот год стал переломным моментом в истории советского мотокросса, ведь именно в 1972 году на этапе в Голландии, тогда еще малоизвестная в мотокроссе австрийская фирма КТМ, в качестве пробы сил, предложила два мотоцикла для наших спортсменов. И в конце спортивного сезона был заключен контракт между ЦАМК (Центральный автомотоклуб) и КТМ, согласно которому Геннадий Моисеев и Павел Рулев в чемпионате мира 1973 года будут выступать на мотоциклах КТМ.
1973 год стал переломным для КТМ: завод начал выпускать серийные модели класса для мотокросса и эндуро. Мотоциклы были оснащены 250-кубовым двигателем собственного производства, 35мм передней вилкой и амортизаторами фирмы «Ceriani», пластиковыми крыльями, а в верхней части топливного бака красовалась небольшая наклейка Penton.
В 1974 году все модели КТМ также оснащались передними 35мм вилками Cerianni, а сиденье стало толще. Двигатели были окрашены серебряной краской и получили закругленную крышку сцепления. Рама была изменена в задней части, чтобы установить под 45 градусов новые амортизаторы и сдвинуть их назад. Также модели получили тепловой экран из стекловолокна для выхлопной трубы, рычаги переднего тормоза и сцепления «Magura Power».
1975 год ознаменовал собой начало проведения Чемпионата мира в классе 125сс. В связи с этим КТМ представили свою новую модель, которая получила новую раму, измененный двигатель, новый пластик, новые амортизаторы и новый внешний вид.
В 1976 году впервые завод КТМ представил две разные модели: для мотокросса – «МС5» и для эндуро – «Cross County». На мотоциклах серии «MC5» были установлены передние вилки и задний амортизатор с более длинным ходом.
В 1977 году КТМ представила новую серию кроссовых мотоциклов «GS-6». Изменения коснулись рамы, короба воздушного фильтра, а также все мотоциклы получили новую подвеску «Marzocchi».
В 1979 году КТМ представила новую модель «MC 80» для Открытого класса с объемом двигателя 420сс (тип двигателя 560). Модель для эндуро имела индекс «GS 80» и еще старый двигатель объемом 400сс.
Кроссовая машина получила новую хромомолибденовую раму и подвеску. Новые конические ступицы с барабанными тормозами спереди и сзади. Новую 38мм переднюю вилку Marzocchi (на модели для эндуро стояла передняя вилка диамером 35мм) и новый маятник с амортизаторами Bilstein. Стоит также отметить, что боковые номерные панели и заднее крыло были неизменными для моделей 1979-1981 годов.