Липучка, шипы, всесезонка? Какие тапки выбрать? На какие диски посадить? На что опираться, на проплаченные статьи в журнале, бюджет или здравый смысл?
По порядку! Во первых - ранее мы уже обсуждали бюджет. Это будет наш первый параметр. Итак, у нас есть энная сумма. И размер колес, допустим 195/ 65 / R 15 - сложно? Да нет. R 15 - посадочный радиус на диск покрышки в дюймах обыкновенных. 195 - это ширина покрышки. В миллиметрах. И 65 - высота от посадочного места до кончиков ламелей. Важно - 65 это проценты. То есть на самом деле формула выглядит так 195 миллиметров/ 65 % от 195 миллиметров / R в дюймах. А нужны ли нам диски? А давайте посчитаем. Мы точно знаем, что этот автомобиль у нас до конца гарантии. И не больше. То есть 3 сезона. Средняя цена на шиномонтаж с балансировкой 4-х колес 1500. Всего будет 6 раз. А может и 5, если продадим автомобиль чуть раньше, чем пора переобуваться. Итого 9000 рублей. Более менее приличные стальные диски в таком радиусе будут стоять по 2500. Их 4-ре. Итого 10000 + собрать 1000. Плюс болты для стальных дисков, если у вас сейчас стоит литье. -Да да, обращайте внимание на это, болты под разные диски идут разные. (Лучше всего в этом разбираются в магазинах с колесами и шиномонтажом).
Чем больше радиус- тем выше цена. У дисков тоже есть параметры - PCD, разболтовка, полка. Вылет. Подбор на сегодняшний день осуществить довольно легко и не сложно, во первых есть в Руководстве по эксплуатации применимость дисков и шин. А также их размеры. И сайты по продаже колесиков пестрят шинными калькуляторами.
Подчеркну один момент, кроме того, что колеса большего меньшего размера будут отражаться на данных одометра - погрешность скорости и пройденного расстояния будет меняться. Еще и вдобавок к этому АБС, ЕСП и другие системы могут неправильно воспринимать информацию. Соответственно алгоритм работы несколько поменяется, или просто будет выкидывать ошибки.
Второй важный момент - вылет - возможно об этом мы поговорим в другой раз - У автомобиля есть еще и геометрические параметры работы подвески и рулевого механизма. При изменении вылета дисков - будет изменена геометрия ширины колеи, рулежка, работа подвески. В ряде случаев в худшую сторону. В данном случае нужно или тщательно изучить вопрос, и иметь неплохие познания в механике и физике, или оставить заводские штатные размеры.
Теперь про наши тапочки! Обожаю эти разборки между любителями шипов и липучки.
Начнем с главного. Главное - это отличие характеристик самой резины между зимней и летней резиной. Это означает, что летняя резина сделана из других материалов и в других пропорциях! Зимняя резина зимой достаточно мягкая, чтобы работали ламели, нарезка ламелей имеет другой характер. Выборки между ламелями шире. Летняя же даже не имеет нарезки ламелей, и становится как пластик зимой, при понижении температур. Каждая резина по РАЗНОМУ работает в зависимости от температур дорожного покрытия, скоростей и температуры окружающей среды. Даже разная зимняя резина имеет разные температурные характеристики. Допустим от +5 до минус 15. Для условий крайнего севера будут специальные покрышки от - 15 до -50 градусов по цельсию. К сожалению, эта информация или зашифрована на покрышке так, что ключа к этой информации нет, или она производителем не особо предоставляется. Ставят звездочки, солнышки, капельки дождя.
Далее, зимняя резина летом стачивается в разы быстрее летней - это аксиома. Зимняя резина летом прилипает к асфальту, тратя мощность двигателя и топливо на силы трения и отрыва ламелей от асфальта. Летняя же зимой просто не работает- как пластиковые санки. Всесезонка - средний температурный режим - межсезонье от + 10 до -10.
А теперь битва симпатий. Шипы против липучки! Сразу же сделаю ремарку. Смотрите законодательно использование шипованной резины для стран евросоюза, если планируете туда ездить, на шипах, до начала официального зимнего сезона вас туда просто не пустят. Официальный зимний сезон каждый год в каждой стране устанавливается индивидуально. ( В данном случае, если вы ездите по Европам, оправдана покупка липучки ).
Шипы- все здорово, громко шумно, тормозной путь длиннее. На рельсах в повороте сносит. Липучка - все здорово, из заледеневшей ямы не выехать, нормально не тронуться. Вот и вся разница? Различий на самом деле много. Я когда езжу на шипах, помню и держу в голове специальную галочку - "мой тормозной путь длиннее". А когда на липучке - "Плавнее газ! Проскальзываем! " Хотя все на самом деле еще сложнее. Кроме температурных характеристик, резины, у автомобиля есть еще весовые характеристики, развесовка - перед - зад. Манера вождения, погодные условия. Полный, задний и передний привода. И многое другое.
На сегодняшний день я имею два автомобиля (автомат и механика), и соответственно на одном из них у меня шипы, на другом липучка. Благо, колеса от одного подходят на второй, и путем нехитрых перестановок с одной машины на другую - я имею возможность покататься и та том и на другом. На шипах обе машины лучше трогаются с места на заледенелых поверхностях. За счет широкого протектора меньше забиваются снегом. На сухом асфальте шумно. Из преимуществ липучки - тихо. На льду еще как то можно тронуться, вырваться из снежного плена уже тяжелее, чем на шипах. При сносе отсутствует характерное, для шипов, звуковое сопровождение ( как бы просто это не звучало, аудио канал информации в управлении автомобиля значит очень много.).
Если Вы решили почитать отзывы, посмотреть журналы со сравнением покрышек, имейте ввиду - сравнение и выбор будут актуальны для Вас и вашего автомобиля, только в том случае, если покрышки тестировались на таком же автомобиле, как и Ваш. Это касается и характеристик шумности в том числе.
Адаптируйтесь. Человек способен адаптироваться ко всему, а уж имея навыки вождения, постепенно приобретая опыт и практику, а также знания по техническим ньюансам автомобиля, вполне способен приспособиться и подобрать, может и не этой зимой, а следующей, колеса себе по размерчику.
Ну и как завелось - держите дистанцию, чувствуйте и знайте свой автомобиль!