Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему при прослушивании одной музыки, с первых же аккордов по вашему телу начинают бежать мурашки, а включая другую, в голове сидит лишь одна мысль: ”Ну и что в этом такого ?” Всё дело в особенностях музыкального восприятия каждого отдельно взятого человека.
Люди от природы невероятно любопытные существа. Именно поэтому с первых лет жизни дети допытывают родителей различными вопросами, в надежде собрать ”пазл” под названием мир. Таким образом, каждый из нас накапливает бесценный жизненный опыт, который впоследствии становится основой нашего восприятия, позволяя ”впитывать” всё новую и новую информацию.
Как вы и сами понимаете, музыка – это тоже своего рода информация. Но её восприятие мало похоже на оценку вкусовых качеств, скажем, съеденного вами за завтраком яблока. Тогда с чем же её сравнить ? На мой взгляд прослушивание музыки больше всего похоже на чтение книг. Ведь читая, мы по факту видим перед собой ”голый” текст, а наш мозг уже оживляет его, словно живописец, дорисовывая всю картину происходящего. Ровно так же дело обстоит и в момент, когда звучит музыкальное произведение, только на сей раз в роли ”красок” в палитре нашего мозга выступают не буквы и слова, а ноты и звуки. Короче говоря, связующим звеном между музыкальным и литературным восприятием является огромная роль воображения.
Теперь, когда мы расставили все точки над i, давайте рассмотрим музыкальное восприятие с точки зрения сложного процесса. Если говорить о слушателе, то всё происходит примерно так: разум собирает из разрозненных звуков цельную мелодию, определяет её характер (героический, лирический и т.д.), сравнивает произведение звучащее сейчас с тем, что вам доводилось слышать ранее и в итоге выносит вердикт – ставит оценку этому творению. Вообщем происходит настоящий мозговой штурм ! И больше всего, конечно, впечатляет тот факт, что некоторые из вышеупомянутых действий протекают одновременно.
Однако, музыкальное восприятие присуще не только слушателям, но и композиторам с исполнителями. В случае маэстро, вся его мыслительная деятельность направлена на то, чтобы скомпоновать свои многочисленные идеи в самодостаточное произведение и смоделировать реакцию зрителей на него. А исполнитель в свою очень отталкивается, как от мнения зрителя, так и от мнения композитора.