Найти тему
Рок на БиС

ГДР-Рок. Часть 4. Берлинский хард — продолжение. Prinzip

Очередная серия демократик-рока из Германской Демократической Республики от нашего постоянного автора МЮ.

Земляками и основными конкурентами Berluc на хард-роковой сцене ГДР была группа Prinzip, лидер которой гитарист и певец Юрген Матковиц (Jürgen Matkowitz) по прозвищу Матко начинал с пионерами восточногерманского  рока Клаусом Ренфтом и Уве Сикорой. В их командах он выполнял функции соло-гитариста, исполняя партии, предлагаемые его более именитыми партнерами. В начале 70-х Матко дозрел до полностью самостоятельного творчества и, в полном соответствии с тогдашними мировыми тенденциями, сформировал пауэр-трио, перетащив в него из группы Сикоры барабанщика Райнхарда Михатша (Reinhard Miehatsch), а из команды Томаса Буркхольца —  басиста Франка Черны (Frank Czerny).

Фото сайта last.fm
Фото сайта last.fm

С начала 1973 года новый коллектив, получивший звучное имя Prinzip, начал активную концертную деятельность с репертуаром наполовину состоящим из песен Матковица, а наполовину — из проверенных каверов западных звезд рока. В 1975 году «принципы» выпустили первую сорокопятку «Müh Dich Fort» (Давай дальше), выдержанную в жестком гитарном ключе: 

Ютуб-канал Alfredo Rodgers

Для ГДР такая манера исполнения была тогда внове, и песня, как и исполнившая ее группа привлекли внимание. Тогда же Prinzip впервые побывал с концертами за границей — в Польше и СССР.

Тем временем подоспели и первые изменения в составе. В 1976 году место за ударной установкой занял Клаус Шарфшвердт (Klaus Scharfschwerdt), хорошо нам знакомый по последующему участию в группе Puhdys, а еще через год состав усилил клавишник Райнер Кирхманн (Rainer Kirchmann). С его приходом музыка группы качнулась в сторону Deep Purple. Эта тенденция хорошо заметна на первом «полноформатнике» Prinzip, вышедшем в 1978 году и получившем название «Feuer-Rock» (Огненный рок). Гитарное соло Матко в заглавной песне никаких ассоциаций не вызывает? — 

Ютуб-канал Alfredo Rodgers

Впрочем, в другом боевике с этой пластинки —  «Weit ist die Straße» (Долгая дорога), авторства Кирхманна — скорее прослеживается некоторое влияние «пудисов»: 

Ютуб-канал Loren Massey

В процессе работы над следующим лонгплеем, появившемся в 1980 году и озаглавленном «Der Steher» (Стайер — опять отсылка к Puhdys) вновь сменился состав группы — часть треков была записана с Шарфшвердтом, часть — со сменившем его за барабанами Берндом Хауке (Bernd Haucke). Тогда же Prinzip покинул клавишник Кирхманн. Альбом этот, хотя и получился неплохим, ярких хитов не содержал, в отличие от третьего полноформатника группы —  «Wir Reiten Mit Dem Sturm» (Мы оседлали шторм), вышедшего в 1983 году. К этому времени состав группы пополнил гитарист и вокалист Ральф Бурси, по прозвищу Бумми (Ralf „Bummi“ Bursy), сделавший после объединения Германий успешную сольную карьеру. Естественно, что без клавишных пластинка получилась более жесткой и «гитарной», по музыке в чем-то иногда близкой AC/DC, а временами — к ближайшим соседям Scorpions. Как пример — один из боевиков с этого альбома «He Girl»: 

Ютуб-канал Prinzip – тема

Содержал релиз и удачный «медляк» «Мама»: 

Последующая пятилетка прошла в интенсивных гастролях. «Принципы» поиграли как на Западе, так и практически во всех странах Восточной Европы, включая Советский Союз, где группа в 1988 году дала больше 60 концертов, на одном из которых побывал и автор (Впечатления — отличные, хотя к тому времени удалось повидать «живьем» и самых крутых западных звезд). Все это время продолжались и изменения в составе группы, единственным постоянным участником которой на протяжении всей истории оставался Юрген Матковиц. Так или иначе, но к записи своего последнего студийника «Phönix» в 1988 году Prinzip подошел в следующем составе: Вольфганг Франке (Wolfgang Franke) — вокал, Уве Гайслер (Uwe Geisler) — бас, Михаэль Хофманн (Michael Hofmann) — ударные. Матко помимо гитары записал также и клавишные партии. Диск получился совсем не похожим на предшествующие работы группы: облегченный «американизированный» саунд, какие-то «нововолновые» мотивы в аранжировке и главное — высокий, решительно отличавшийся от мужественного баритона Матко или Бумми голос нового вокалиста — 

Ютуб-канал April Francis

Совершенно непонятно, зачем музыканты пошли на такой странный эксперимент, закономерно завершившийся полным провалом. В смутные времена конца 80-х интерес к группе стал стремительно падать, что закономерно привело к ее расформированию в 1990 году.
В начале 2000-х вышла пара сборников Prinzip, но к реюньону и возобновлению деятельности команды это не привело. Юрген Матковиц на какое-то время обосновался в Москве, открыв звукозаписывающую студию и продюсерский центр, специализировавшиеся на «тяжелой» музыке, а затем увлекся новой идеей и стал успешным постановщиком светомузыкальных шоу.

Продолжение следует.

Предыдущие заметки:

ГДР-Рок. Часть 1. Звезда по имени Puhdys.

ГДР-Рок. Часть 2. Дрезденские конкуренты.

ГДР-Рок. Часть 3. Берлинский хард-1.