Найти в Дзене
Записки КульТуристки

Почему итальянцы не верили в Карла Брюллова? История создания картины "Последний день Помпеи"

Оглавление

Историческая справка

24 октября 79 г. началось сильнейшее извержение вулкана Везувия. В результате катастрофы были уничтожены 3 римских города - Помпеи, Геркуланум и Стабии. 16 тыс. человек погибло.

Город Помпеи исчез с лица земли за 2 дня - его покрыло семиметровым слоем пепла. В 1748 году археологи занялись раскопками, к которым позднее, в 1824 году, присоединился старший брат Карла Брюллова - Александр. А Карл посвятил последнему дню древнего города свою картину, над которой работал в течение 6 лет (1827-1833). Причём картина была закончена за 11 месяцев, а 5 лет и 1 месяц велась подготовительная работа.

Александр Брюллов, брат Карла Брюллова
Александр Брюллов, брат Карла Брюллова

Скептики-итальянцы и Карл Брюллов

В успех русского художника итальянцы не верили. Они высоко оценивали итальянскую живопись и считали её лучшей в мире. А тут какой-то русский выскочка, решившийся на такую серьёзную работу. Некоторые даже насмехались над молодым живописцем. Так, передовой в то время живописец Италии Винченцо Камуччини (1771-1844), увидев эскизы Брюллова, заявил:

Маленький русский пишет маленькие картины… Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее!
Винченцо Камуччини в молодости. Автопртрет
Винченцо Камуччини в молодости. Автопртрет

Молодой художник деликатно промолчал, улыбнулся и с ещё большим энтузиазмом продолжил работать над своим шедевром, который впоследствии его прославил. Никто из русских художников не был так популярен и знаменит в Европе, как Карл Брюллов. После окончания работы над "Последним днём Помпеи" живописцу дали прозвище "Великий Карл". Таким же великим было и полотно размером в 30 квадратных метров. Брюллов вспоминал:

«…Чудные моменты пережил я, писавши эту картину! И как теперь вижу стоящего перед нею маститого старца Камуччини. Спустя несколько дней после того, как весь Рим стекался смотреть мою картину, пришел он ко мне в мастерскую на Виа Сан Клавдио и, постояв несколько минут перед картиной, обнял меня и сказал: «Обними меня, Колосс!»
Карл Брюллов. Дагерротипное изображение из собрания Эрмитажа
Карл Брюллов. Дагерротипное изображение из собрания Эрмитажа
* Дагеротипия - первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами

История могла повториться на глазах у Брюллова

1828 год. Середина марта. Брюллов уже год работает над своим полотном, а точнее над эскизами. Везувий внезапно начал куриться. Это продолжалось 5 дней. Затем вулкан выбросил в небо столб дыма и пепла, а по его склонам поползла лава. Всё это сопровождалось землетрясением, но не слишком сильным. Вести о происходящем быстро долетели до Рима, где находился Брюллов. Он тут же сел в карету и отправился в Неаполь. Но, к сожалению, не успел: Везувий вновь задремал. А ведь художник мог быть очевидцем извержения, подобного тому, что было в 79 году.

Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина, 1836 г.
Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина, 1836 г.

Так, как было на самом деле

Как только Брюллов определился с сюжетом, он начал читать исторические документы и материалы раскопок. Художник отмечал, что все вещи на картине - это вещи из музея, а место действия взято с натуры:

Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину

Взгляните сами.

В древнем городе было восемь ворот. Но историки смогли определить, о каких именно воротах говорит живописец, благодаря упоминанию гробницы Скавра. Брюллов имел в виду Геркуланские ворота. За ними, уже за пределами города, была "Улица гробниц" - кладбище с храмами и усыпальницами. К концу 20-х годов XIX века эта часть города была уже расчищена, и художник смог приходить сюда и делать зарисовки архитектуры.

«Улица гробниц». Помпеи. Источник: Гугл картинки
«Улица гробниц». Помпеи. Источник: Гугл картинки

Любопытно, что на месте, попавшем на полотно, в ходе раскопок нашли множество женских украшений, остатки колесницы, ступени, ведущие в гробницу Скавра, останки обнявшихся перед смертью матери и двух дочерей, вазу и светильник. Все это стало частью картины:

Когда Карл Брюллов писал картину, он также опирался на послания древнеримского государственного деятеля, адвоката и писателя Плиния Младшего к Тациту - древнеримскому историку. Плиний во время землетрясения был к северу от города Помпеи, в морском порту Мизено. Он подробно описал происходящее: разваливающиеся дома, ливень из пепла, мрак, огненные зигзаги в небе, похожие на молнии. Это мы также можем видеть на картине.

Любопытно, что сейсмологи до сих пор удивляются, как Брюллов смог с такой точностью изобразить землятресение: по картине можно определить силу (8 баллов) и направление подземного толчка! Историки же говорят, что, рассматривая полотно, можно изучать древнеримскую культуру.

В одной из следующих статей мы поговорим о самой картине и подробно рассмотрим её необычные детали, о которых вы точно не знали. Продолжение следует...

Для написания статьи использовались следующие источники: официальный сайт художника bryullov.ru, vokrugsveta.ru, nearyou.ru и moiarussia.ru

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх :) Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Вам может быть интересно:

Тайна старой картины. "Монахиня" Репина, кто она? Маленькая месть Репина своей модели

Тайна старой картины. "Неравный брак" Пукирева. Разгадываем загадки полотна

"Танец жизни" Эдварда Мунка. Разбор картины. Роковая любовная связь, едва ли не убившая художника