Найти тему
4x4

Редкий ГАЗ 46 в Швеции оснастили мощным мотором

Советские полноприводные амфибии – крайне занятный, но практически канувший в лету эпизод в истории отечественного автопрома. Впервые потребность в плавающих внедорожниках наши военные автомобилисты осознали во время Великой Отечественной, когда форсировали реки Восточной Европы на американских амфибиях, но аналогичную советскую машину подготовили к производству только к началу 1950-х.

Явно созданным под влиянием ленд-лизовского Ford GPA плавающий внедорожник ГАЗ 46 запустили в "серию" в 1953 году:

Уникальный советский раритет за тысячи км от родины
Уникальный советский раритет за тысячи км от родины

Уверен, что большинство читателей ни разу не видели 46-й живьём и тем более на ходу, и на это есть одна серьёзная причина – несмотря на огромную потребность страны в амфибиях (дорог мало, а вот протяженность рек одна из самых больших в мире!), горьковский автозавод выпустил всего 654 автомобиля. Тем удивительнее, что экземпляр, изображенный на этих фотографиях, "прописался" в Швеции, которая даже не входила в Восточный блок:

Шины заменены на более крупные, от американского производителя Interco. Кстати, диски на ГАЗ 46 свои, оригинальные
Шины заменены на более крупные, от американского производителя Interco. Кстати, диски на ГАЗ 46 свои, оригинальные

Советскую амфибию уже долгое время используют по прямому назначения, для поездок (и заплывов!) по местному бездорожью. Для улучшения проходимости и повышения экономичности владелец позволил себе внести кое-какие изменения в конструкцию, причём некоторые доработки в России зарегистрировать не удалось бы. В аскетичном интерьере появились дополнительные приборы, аудиосистема и более комфортные сиденья от Volvo:

Родные сиденья, как и другие заводские детали, дожидаются своего музейного часа в гараже
Родные сиденья, как и другие заводские детали, дожидаются своего музейного часа в гараже

Конструктивно ГАЗ 46 представляет собой герметичный кузов-лодку на стальной пространственной раме, при этом почти все агрегаты и узлы (двигатель, трансмиссия, подвеска, рулевое управление) для снижения себестоимости и повышения ремонтопригодности были унифицированы с ГАЗ 69. Одно из основных отличий трансмиссии от "донора" – гребной винт, который приводится от вала отбора мощности раздаточной коробки:

Заметно, что амфибия не простаивает в музее
Заметно, что амфибия не простаивает в музее

Самые серьёзные доработки скрыты под капотом. Родной нижнеклапанный мотор от ГАЗ 69 в паре с 3-ступенчатой коробкой передач шведы заменили на проверенный и даже в какой-то степени легендарный B230 от Volvo 240, 5-ступенчатую коробку передач позаимствовали у неё же. Если советский двигатель выдавал 55 л.с. и 127 Нм, то шведский уже 115 л.с. и 186 Нм, причём на низких оборотах преимущество в крутящем моменте также на стороне шведа. Кстати, этот автомобиль продают за 69 тысяч евро, или более 6 миллионов рублей:

Поместился в моторном отсеке, как родной! Кстати, подобный тюнинг в России официально зарегистрировать будет крайне сложно, так как мощность увеличилась более чем в 2 раза
Поместился в моторном отсеке, как родной! Кстати, подобный тюнинг в России официально зарегистрировать будет крайне сложно, так как мощность увеличилась более чем в 2 раза