Советские полноприводные амфибии – крайне занятный, но практически канувший в лету эпизод в истории отечественного автопрома. Впервые потребность в плавающих внедорожниках наши военные автомобилисты осознали во время Великой Отечественной, когда форсировали реки Восточной Европы на американских амфибиях, но аналогичную советскую машину подготовили к производству только к началу 1950-х.
Явно созданным под влиянием ленд-лизовского Ford GPA плавающий внедорожник ГАЗ 46 запустили в "серию" в 1953 году:
Уверен, что большинство читателей ни разу не видели 46-й живьём и тем более на ходу, и на это есть одна серьёзная причина – несмотря на огромную потребность страны в амфибиях (дорог мало, а вот протяженность рек одна из самых больших в мире!), горьковский автозавод выпустил всего 654 автомобиля. Тем удивительнее, что экземпляр, изображенный на этих фотографиях, "прописался" в Швеции, которая даже не входила в Восточный блок:
Советскую амфибию уже долгое время используют по прямому назначения, для поездок (и заплывов!) по местному бездорожью. Для улучшения проходимости и повышения экономичности владелец позволил себе внести кое-какие изменения в конструкцию, причём некоторые доработки в России зарегистрировать не удалось бы. В аскетичном интерьере появились дополнительные приборы, аудиосистема и более комфортные сиденья от Volvo:
Конструктивно ГАЗ 46 представляет собой герметичный кузов-лодку на стальной пространственной раме, при этом почти все агрегаты и узлы (двигатель, трансмиссия, подвеска, рулевое управление) для снижения себестоимости и повышения ремонтопригодности были унифицированы с ГАЗ 69. Одно из основных отличий трансмиссии от "донора" – гребной винт, который приводится от вала отбора мощности раздаточной коробки:
Самые серьёзные доработки скрыты под капотом. Родной нижнеклапанный мотор от ГАЗ 69 в паре с 3-ступенчатой коробкой передач шведы заменили на проверенный и даже в какой-то степени легендарный B230 от Volvo 240, 5-ступенчатую коробку передач позаимствовали у неё же. Если советский двигатель выдавал 55 л.с. и 127 Нм, то шведский уже 115 л.с. и 186 Нм, причём на низких оборотах преимущество в крутящем моменте также на стороне шведа. Кстати, этот автомобиль продают за 69 тысяч евро, или более 6 миллионов рублей: