1979 г. Последний год спокойного и мирного существования СССР. Пик могущества страны и самый зенит периода т.н. "застоя", который сейчас кажется "золотым веком" в истории нашей страны. Год начинается фильмом Марка Захарова "Обыкновенное чудо". В январе 1979 г. проведена перепись населения - нас 262 млн. человек, из них русских 163 млн., кстати, сейчас в РФ русских 120 млн. человек при 146 млн. населения.
На международной арене СССР наступает на всех континентах. США после поражения в 1975 г. во Вьетнаме медленно сдает позиции. В Никарагуа партизаны-сандинисты после упорных боев занимают столицу страны Манагуа и свергают проамериканского диктатора Сомосу. На Гренаде в результате переворота приходит к власти марксистское правительство с Морисом Бишопом. Это наш ответ США за Чили 1973 года. Вьетнамские войска помогают в январе свергнуть в Камбодже кровавый режим "красных кхмеров", а в марте с нашей помощью отражают агрессию враждебного Китая, который в январе установил дипотношения с США.
В январе в Иране происходит исламская революция и из страны бежит проамериканский шах Реза Пехлеви. Сборная СССР по хоккею выигрывает в ожесточенной борьбе Кубок Вызова у сборной НХЛ, сыграв один из лучших матчей в своей истории - решающий, третий матч выиграли со счетом 6-0. В августе приведен в исполнение приговор в отношении Тоньки-пулеметчицы. Спущена на воду первая самая большая в мире советская подводная лодка серии "Акула". Экспедиция "Комсомольской правды" достигла на лыжах Северного полюса. Проведена Всесоюзная спартакиада народов СССР, как генеральная репетиция будущих Олимпийских игр в Москве, Юрием Озеровым об этих снят документальный фильм "Баллада о спорте", где впервые прозвучало около десятка новых песен А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова, в т.ч. "Команда молодости нашей" в исполнении Л.Гурченко.
И в самом конце этого последнего года мирной жизни, 25 декабря 1979 г., СССР введет свои войска в Афганистан. А 1980 г. пройдет Московская Олимпиада, будет достигнута заявленная 20 лет назад в Программе КПСС цель о построении к 1980 г. коммунизма. Правда только в одном городе и только на один месяц. Умрет Высоцкий, умрет через 2 года Брежнев и начнется "пятилетка кремлевских похорон". И 1980 г. станет началом всех событий, которые привели через 11 лет к Беловежской пуще.
А пока 1979 г. и на экраны страны выходят два фильма о том, как молодые провинциалы из сельской глубинки едут завоевывать Москву - "Кузнечик" и "Баламут". Впрочем, в конце того же 1979 г. состоится премьера еще одного фильма аналогичного содержания - "Москва слезам не верит." Но сегодня расскажем о "Кузнечике".
Картина очень добрая и очень точная в деталях материальной среды, и вызывает ностальгию по тому спокойному, безмятежному и уютному для большинства граждан нашей великой страны времени.
Автор сценария опытный советский режиссер Феликс Миронер. "Весна на Заречной улице", "Городской романс", "Сержант милиции". Вот наиболее известные фильмы по его сценариям. Режиссер -постановщик Борис Григорьев, им сняты "Пароль не нужен", "Георгий Седов","Петровка, 38", "Огарева, 6", "Приступить к ликвидации". Главную роль исполняет студентка второго курса Щукинского училища Людмила Нильская, это ее дебют в кино. Кроме нее в фильме снялись Николай Иванов, ставший популярным после роли Ивана Савельева в "Вечном зове", Марина Левтова, Анатолий Ромашин, Людмила Аринина.
Две семнадцатилетние выпускницы средней школы из села Чеботаревка Лена Кузнецова,"Кузнечик", и Нина Головачева отправляются в столицу нашей Родины поступать в пединститут. Лена будет поступать на филологический, а Нина на химический факультеты.
Конкурс на одно место на филфак 4,5 человека. Лена понимает, что шансов поступить у нее очень мало. Но тут она знакомится с умненьким мальчиком Мишей, который поступает на биофак. Миша влюбляется в Лену и начинает ее усиленно натаскивать к экзаменам.
А Лена начинает учиться в вузе. И очень в этом преуспевает.
То есть Лена выбрала самый правильный путь. Учиться, учиться и учиться. Грызть гранит науки. Это местным, москвичам, все легко давалось, а она знает, как плохо жить. А там в аспирантуру и писать диссертацию. Ну, не в сельскую же школу учителем литературы идти. И все у нее без срывов намеченного плана Вот и очередной ухажер появился с самыми серьезными намерениями.
И выбрала она себе приз. В молочном магазине познакомилась с коренным москвичом, кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Володей Левашовым. Простым и скромным парнем с трехкомнатной квартирой на Ленинском проспекте и первой моделью "Жигулей". Холостяк и сирота.
Поженились они. И кто упрекнет Лену, что она вот такая бездушная хищница, охотница за московскими мужьями с машиной и квартирой? Не в чем ее упрекнуть. Все само к ней в руки плывет. И она очень добросовестно выполняет обязанности жены. Отремонтировала холостяцкую берлогу, забросила учебу, холит и лелеет мужа. А ее милый и скромный ученый оказался типичным ботаном, у которого он сам и его наука на первом месте, и, будь любезна, принимать его таким, какой он есть.
А девушке в свет хочется с мужем выйти, себя показать и других посмотреть. И ведь не стерва она какая-нибудь бездушная. Вполне нормальная и порядочная женщина. Сказывается здоровое сельское воспитание. Но в итоге, когда не хочешь заниматься своей женой - ею займутся другие. Закрутил Лене голову некий знаменитый критик, доктор филологических наук, член всяческих научных советов довольно потертой внешности. Играет обольстителя актер с просто выдающимся отрицательным обаянием Анатолий Ромашин.
Но нет, не научилась еще простая сельская девчонка подличать до конца. Один раз не считается и послала она соблазнителя подальше. Но и с мужем, как теперь жить? Призналась она ему, что была всю ночь с другим мужчиной. Злая была на себя, а злость на недотепе-муже выместила. Володя вместо того, чтобы дать ей по физиономии и привести в чувство, в деревне бы так и сделали и сразу бы все встало на свои места, начал как истый московский интеллигентный мальчик разводить сопли. "Ты меня больше не любишь? Что же делать дальше?" Как будто она его любила и признавалась ему в любви. Она же только собиралась его полюбить, но все никак случай не представился. Он же весь в науке.
Выходит Лена вроде и добилась чего хотела. За три года завоевала Москву. Местные подруги ею просто восхищаются. Человек редких волевых качеств. Теперь у нее отдельная обставленная квартира, машина, импортные шмотки. И уже водят к ней потенциальных женихов. Живи и радуйся. Но радости нет, так как никакая она не хищница, а простая и совестливая девчонка, которая маленько заблудилась. То есть фильм, то не примитивный морализаторский лубок на тему изобличения искательниц московской прописки и жилплощади, а вполне себе приличная мелодрама.
В финале к Лене приезжает сестра из деревни, тоже завоевывать Москву. Леной все деревенские девчонки восхищаются, и она должна помочь сестре поступить в какой-нибудь институт. А то, что муж от Лены ушел, так это даже хорошо, не будет под ногами путаться. Но увы, мечтам этой сестры не суждено исполниться.
Но Лена отвечает:"Хватит нам устраиваться в жизни, пора жить начинать. Может, что путное из нас и получится." Москву она завоевала, но чуть не проиграла саму себя. Что ж начнем все сначала.
Вот так, никакого морализаторства и дидактики, как могло бы показаться на первый взгляд при просмотре фильма. Никто никого не осуждает и не пригвождает к позорному столбу борьбы с мещанством. Просто показана жизнь без надрыва и надлома. Немножко красивая, немножко по-советски глянцевая, но ведь показывают московскую творческую интеллигенцию, такой, какой она представлялась всем остальным жителям страны, и сама себя эта интеллигенция такой и считала.
Фильм и в год выхода выглядел немного не обычно, а теперь это вообще документ времени.
А следующая статья будет о втором фильме о "покорителях" Москвы, где главный герой простой сельский парень Петя Горохов едет поступать в Московский институт управления, чтобы потом вернуться и, с учетом новейших знаний в области управления, поднимать свой колхоз в вятской глубинке. Фильм называется "Баламут", один из лидеров проката 1979 г.
И маленький музыкальный бонус. Эта мелодия используется в фильме. Оркестр Поля Мориа, композиция Роберто Карлоса "Jesus Cristo".
Пищите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.