Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!
Меня зовут Николай Остапцов. Я инженер-механик. Мне 56 лет, из которых 37 связан с автомобилями. В молодости заработал 1 разряд по автоспорту.
Более 23 лет занимался самостоятельным авторемонтом, кузовными работами и покраской.
------- Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал
Каких только баек не ходит вокруг закиси азота! Рассказывают и о его взрывоопасных и о наркотических свойствах...
Для начала, давайте, разберёмся, что же это такое и насколько обоснованы эти мифы.
Итак, закись азота (далее - буду называть её ЗА), N2O, говоря языком химиков - оксид азота, она же - оксид диазота, она же - "веселящий газ"... Газ без цвета и запаха, состоящий из двух атомов азота и одного атома кислорода, в котором вес кислорода составляет 36%, притом, что в воздухе только 21%. Это позволяет смеси гореть с выделением большой температуры.
При температуре 0 градусов С и давлении 40 атмосфер, закись азота сжижается. Из 1 кг жидкой закиси азота образуется 500 литров газа.
Что касается влияния ЗА на человека, то при вдыхании не вызывает раздражения дыхательных путей, с гемоглобином не связывается, вызывает лёгкий наркотический эффект. После прекращения вдыхания через 10-15 минут полностью выводится через дыхательные пути.
В целом закись азота считается относительно безопасной, но если у людей уже угнетён дыхательный центр мозга (наркотиками или алкоголем) - риск смертельного исхода увеличивается: сначала можно потерять сознание, упасть или отключиться.
Если под рукой нет медицинского баллона с кислородом, то помочь можно попробовать искусственным дыханием и непрямым массажем сердца, чему учат на курсах элементарной первой помощи.
Как вы уже поняли, ЗА — бывает медицинской (применяется в качестве кратковременного наркоза в хирургии или при родах и только в смеси с кислородом) и технический для двигателей внутреннего сгорания.
Что касается взрывоопасных и ядовитых свойств, то ими обладает которыми обладает N2O5, а это - совсем другое вещество, к тому же - кристаллическое...
С мифами разобрались.
Теперь - поговорим о тех свойствах, которые могут нам пригодиться для получения прибавки мощности двигателя.
ЗА нельзя считать топливом: этот газ не воспламеняется! Но горение поддерживает. Конечно, не так, как чистый кислород, который горит очень быстро и неуправляемо, а при контакте с маслом самовозгорается.
Системы закиси азота или нитрооксидная система (NOS — от англ. Nitrous Oxide System) являются одним из наиболее эффективных способов увеличить поток кислорода (когда закись азота подается в двигатель, теплота сгорания разрушает химическую связь N2O, снабжая двигатель большим количеством атомарного кислорода) и топлива в двигатель.
Подающаяся в состав смеси в виде сжиженного газа, ЗА приводит к её быстрому охлаждению. Атомы азота, выделяемые при распаде N2O, не дают смеси детонировать.
Существуют три типа систем закиси азота: так называемые "сухая", "мокрая" и система прямого впрыска закиси азота.
"Сухая" система ЗА. Топливо, требуемое для получения дополнительной мощности с помощью закиси азота, подается через топливные жиклёры - закись азота просто позволяет сжечь большее количество топлива, что позволяет впускному коллектору оставаться "сухим" от топлива.
Эта система относительно дешёвая, но большим минусом является ее "неуправляемость" или "дискретность", то есть либо включили и работает, либо выключили и не работает. Рассчитать оптимальное соотношение топлива и ЗА сложно, что приводит к детонации в двигателе, а прибавочная мощность в таком способе не сильно велика.
"Мокрая" система. Эти системы, включая системы с карбюраторными пластинами, добавляют закись азота и топливо одновременно, в одном и том же месте (обычно на расстоянии 3-4 мм от дроссельной заслонки для двигателей с впрыском или прямо под карбюратором для систем с пластинами). Этот тип системы делает впускной коллектор «мокрым» от топлива. Этот тип систем лучше всего использовать с коллекторами, предназначенными для мокрого потока и на наддувных двигателях.
"Мокрая" система считается надёжнее "сухой", но большой проблемой является то, что в ближнем цилиндре от форсунки закиси азота, смесь обогащается, а в дальнем проблемном цилиндре, наоборот обедняется по топливу, что приводит к неравномерному наполнению цилиндров и, как следствие, серьёзной поломке двигателя.
"Система прямого впрыска" ЗА. Как следует из названия, система поставляет закись азота и топливо непосредственно в каждое впускное отверстие двигателя. Системы этого типа, как правило, добавляют закись азота и топливо вместе через форсунки, которые дозируют и смешивают ЗА и топливо отдельно для в каждого цилиндра.
Это самый мощный и один из самых точных типов систем, что достигается как размещением форсунок в каждом впускном отверстии, так и возможностью использовать большие клапаны соленоидов.
Системы прямого впрыска имеют распределительный блок и соленоиды, которые подают ЗА и топливо к форсункам. В связи с тем, что каждый цилиндр имеет отдельные форсунки и жиклёры, существует возможность контролировать соотношение закись азота/топливо для каждого цилиндра отдельно.
Системы прямого впрыска являются еще и самыми сложными в установке. В связи с этим, а также с их высокой мощностью, эти системы применяются в основном на гоночных автомобилях.
К чему приведёт увеличение мощности, думаю, всем понятно: чем больше мощности выдает двигатель, тем сильнее изнашиваются его детали, страдает коробка, ШРУСы, покрышки и т.д.
Не будем о грустном! Тем более, что фанатов высоких достижений не пугает "скоротечность жизни" и миниатюрность ресурса гоночного автомобиля.
Удачи!
----------------
Если хотите быть в курсе самых свежих новостей, узнавать о решении проблем при ремонте или «тайнах вождения» – подписывайтесь, не пожалеете!