Найти тему

Форсажный режим. Закись азота

Любителям автомобилей, неутомимым самостоятельным ремонтникам и, конечно же, самым разным водителям – привет!

Меня зовут Николай Остапцов. Я инженер-механик. Мне 56 лет, из которых 37 связан с автомобилями. В молодости заработал 1 разряд по автоспорту.

Более 23 лет занимался самостоятельным авторемонтом, кузовными работами и покраской.

------- Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал

Каких только баек не ходит вокруг закиси азота! Рассказывают и о его взрывоопасных и о наркотических свойствах...

Для начала, давайте, разберёмся, что же это такое и насколько обоснованы эти мифы.

Итак, закись азота (далее - буду называть её ЗА), N2O, говоря языком химиков - оксид азота, она же - оксид диазота, она же - "веселящий газ"... Газ без цвета и запаха, состоящий из двух атомов азота и одного атома кислорода, в котором вес кислорода составляет 36%, притом, что в воздухе только 21%. Это позволяет смеси гореть с выделением большой температуры.

При температуре 0 градусов С и давлении 40 атмосфер, закись азота сжижается. Из 1 кг жидкой закиси азота образуется 500 литров газа.

Что касается влияния ЗА на человека, то при вдыхании не вызывает раздражения дыхательных путей, с гемоглобином не связывается, вызывает лёгкий наркотический эффект. После прекращения вдыхания через 10-15 минут полностью выводится через дыхательные пути.

В целом закись азота считается относительно безопасной, но если у людей уже угнетён дыхательный центр мозга (наркотиками или алкоголем) - риск смертельного исхода увеличивается: сначала можно потерять сознание, упасть или отключиться.

Если под рукой нет медицинского баллона с кислородом, то помочь можно попробовать искусственным дыханием и непрямым массажем сердца, чему учат на курсах элементарной первой помощи.

Как вы уже поняли, ЗА — бывает медицинской (применяется в качестве кратковременного наркоза в хирургии или при родах и только в смеси с кислородом) и технический для двигателей внутреннего сгорания.

Что касается взрывоопасных и ядовитых свойств, то ими обладает которыми обладает N2O5, а это - совсем другое вещество, к тому же - кристаллическое...

С мифами разобрались.

Теперь - поговорим о тех свойствах, которые могут нам пригодиться для получения прибавки мощности двигателя.

ЗА нельзя считать топливом: этот газ не воспламеняется! Но горение поддерживает. Конечно, не так, как чистый кислород, который горит очень быстро и неуправляемо, а при контакте с маслом самовозгорается.

Системы закиси азота или нитрооксидная система (NOS — от англ. Nitrous Oxide System) являются одним из наиболее эффективных способов увеличить поток кислорода (когда закись азота подается в двигатель, теплота сгорания разрушает химическую связь N2O, снабжая двигатель большим количеством атомарного кислорода) и топлива в двигатель.

Подающаяся в состав смеси в виде сжиженного газа, ЗА приводит к её быстрому охлаждению. Атомы азота, выделяемые при распаде N2O, не дают смеси детонировать.

Существуют три типа систем закиси азота: так называемые "сухая", "мокрая" и система прямого впрыска закиси азота.

"Сухая" система ЗА. Топливо, требуемое для получения дополнительной мощности с помощью закиси азота, подается через топливные жиклёры - закись азота просто позволяет сжечь большее количество топлива, что позволяет впускному коллектору оставаться "сухим" от топлива.

Если нет  возможности или желания выкладывать немалые деньги на механический тюнинг и полностью модифицировать двигатель автомобиля, "Сухая система"  будет просто находкой. (с) Фото из открытых источников
Если нет возможности или желания выкладывать немалые деньги на механический тюнинг и полностью модифицировать двигатель автомобиля, "Сухая система" будет просто находкой. (с) Фото из открытых источников

Эта система относительно дешёвая, но большим минусом является ее "неуправляемость" или "дискретность", то есть либо включили и работает, либо выключили и не работает. Рассчитать оптимальное соотношение топлива и ЗА сложно, что приводит к детонации в двигателе, а прибавочная мощность в таком способе не сильно велика.

"Мокрая" система. Эти системы, включая системы с карбюраторными пластинами, добавляют закись азота и топливо одновременно, в одном и том же месте (обычно на расстоянии 3-4 мм от дроссельной заслонки для двигателей с впрыском или прямо под карбюратором для систем с пластинами). Этот тип системы делает впускной коллектор «мокрым» от топлива. Этот тип систем лучше всего использовать с коллекторами, предназначенными для мокрого потока и на наддувных двигателях.

"Мокрая" система считается надёжнее "сухой", но большой проблемой является то, что в ближнем цилиндре от форсунки закиси азота, смесь обогащается, а в дальнем проблемном цилиндре, наоборот обедняется по топливу, что приводит к неравномерному наполнению цилиндров и, как следствие, серьёзной поломке двигателя.

"Система прямого впрыска" ЗА. Как следует из названия, система поставляет закись азота и топливо непосредственно в каждое впускное отверстие двигателя. Системы этого типа, как правило, добавляют закись азота и топливо вместе через форсунки, которые дозируют и смешивают ЗА и топливо отдельно для в каждого цилиндра.

Данная система - наиболее мощная и профессиональная среди всех, поскольку имеет отдельную форсунку на каждый цилиндр, которой управляет специальный распределительный блок. (с) Фото - DRIVE2
Данная система - наиболее мощная и профессиональная среди всех, поскольку имеет отдельную форсунку на каждый цилиндр, которой управляет специальный распределительный блок. (с) Фото - DRIVE2

Это самый мощный и один из самых точных типов систем, что достигается как размещением форсунок в каждом впускном отверстии, так и возможностью использовать большие клапаны соленоидов.

Системы прямого впрыска имеют распределительный блок и соленоиды, которые подают ЗА и топливо к форсункам. В связи с тем, что каждый цилиндр имеет отдельные форсунки и жиклёры, существует возможность контролировать соотношение закись азота/топливо для каждого цилиндра отдельно.

Системы прямого впрыска являются еще и самыми сложными в установке. В связи с этим, а также с их высокой мощностью, эти системы применяются в основном на гоночных автомобилях.

К чему приведёт увеличение мощности, думаю, всем понятно: чем больше мощности выдает двигатель, тем сильнее изнашиваются его детали, страдает коробка, ШРУСы, покрышки и т.д.

Не будем о грустном! Тем более, что фанатов высоких достижений не пугает "скоротечность жизни" и миниатюрность ресурса гоночного автомобиля.

Удачи!

----------------

Если хотите быть в курсе самых свежих новостей, узнавать о решении проблем при ремонте или «тайнах вождения» – подписывайтесь, не пожалеете!

Авто
5,66 млн интересуются