Фрагмент из книги игумена Нектария (Морозова) «Таинство длиною в жизнь. Как найти свою любовь и семейное счастье».
Размышления священника.
Нужно еще раз четко сказать о том, в каких случаях на развод можно идти, а когда нельзя.
Нельзя — если сохраняется любовь. Любовь — это главное основание для того, чтобы бороться за брак. Еще одна очень серьезная причина для такой борьбы — дети, которые будут болезненно переживать разрушение семьи.
Чувство долга, чувство христианской ответственности тоже может не позволить союзу разрушиться просто так. Как бы легкомысленно люди в брак ни вступали, это дело очень серьезное. Об этом предельно ясно свидетельствует Священное Писание Нового Завета.
Но бывают обстоятельства, когда расставание оказывается единственной возможной мерой. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» обозначены ситуации, когда развод оправдан, даже необходим. Если брак уничтожает или развращает людей, угрожает их жизни и личностной целостности, то развод будет меньшим из двух зол.
Но прежде чем расторжение брака осуществится, человек должен убедиться, что сделал все для сохранения того доброго, что было между супругами первоначально или к чему они пытались стремиться.
И если сделано все возможное, а разрушение брака все-таки свершилось, то это надо принять, как любую другую скорбь. Как потерю близкого человека, как чью-то болезнь, карьерный или финансовый крах. Как событие, которое должно, с одной стороны, тебя испытать, а с другой — дает тебе возможность стать сильнее, перерасти себя.
Любое испытание, с которым мы сталкиваемся, дает возможность нового начала, в том числе и разрушение брака. Не начала новой семьи, личного счастья, а начала другой жизни.
Это возможно, если человек осмыслил все совершенные ошибки, глубоко раскаялся в них перед Богом, не только формально сказав об этом на исповеди, а переболев, перестрадав. Тогда Господь дает возможность идти дальше и жить — не разрушенной, сломленной жизнью, а подлинной, настоящей.
Считаю нужным сказать и еще об одном. Некоторые задаются вопросом: если в пятой главе Евангелия от Матфея четко сказано, что единственным поводом к разводу может служить прелюбодеяние, то почему в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» мы находим перечень других причин, позволяющих расторжение брака? Получается, это отступление от слов Христа?
В Священном Писании очень многое становится непонятным, если не помнить важнейшие слова Христа: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9: 13) — и: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27), а также слова апостола Павла: буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3: 6). Все, что мы находим в Священном Писании, дается человеку не на разорение, а на созидание. А в «Основах социальной концепции» оговорены ситуации, очевидным образом человека уничтожающие, как бы мы ни старались изменить к ним отношение.
Вот самая простая: муж — героиновый наркоман, больной СПИДом и гепатитом С. Тут налицо угроза «заражения» членов семьи не только страшным инфекционным заболеванием, но и порочным образом жизни.
Жена понимает, что дети могут стать наркоманами, ВИЧ-инфицированными либо просто вырастут психически изломанными личностями. Один покончит с собой, другой попадет в психушку, третья станет торговать собой, четвертый пойдет кого-то убьет.
И если ты понимаешь, что это может случиться из-за того, что творит муж, то ради детей ты должна расстаться с ним. А как иначе? Ты за них отвечаешь. Да, ты в какой-то степени в ответе и за него, но он взрослый человек, сам делает выбор, а это — дети. Какой еще остается вариант, когда мужа не остановить?
В менее экстремальных ситуациях приходится все взвешивать на весах, которые находятся в человеческом сердце. Если люди вступали в брак всерьез, любя друг друга, а не просто расписались, «чтоб было», то ответ придёт.
К сожалению, человек может привести свою жизнь в такое состояние, что уже не удастся сделать, «чтобы всем было хорошо». Можно достигнуть, чтобы было лучше, чем сейчас. Единственное, что решает абсолютно все проблемы в жизни человека, — это подлинное, сердечное обращение к Богу.
Когда Бог становится высшей ценностью, то любовь к Нему, Его любовь разрешает абсолютно все противоречия. Да, такой путь существует. И нередко он оказывается единственным, потому что все остальные ведут в тупик или вообще оборвались. Этот путь можно предложить всем, но идут по нему единицы. И понимают, о чем тут речь, тоже единицы.
Блог игумена Нектария в Живом Журнале.
Читайте также материал "Развенчание мифа о развенчании"