Найти тему
Интересненько

Шекспир - не существовал? Вот факты

Оглавление

В последнее время довелось мне прочитать некоторое количество крайне интересных рассуждений о творчестве Шекспира — одно рассуждение интереснее другого. Но некоторые из них вызвали у меня чувство смутного протеста. Спорят они друг с другом по самым разным поводам, и такие заковыристые интерпретации заворачивают, что иногда дух захватывает. Возникает ощущение, что друг с другом спорят инопланетяне без переводчика.

Поразмыслив, я понял, в чем дело: шекспироведам нужна общая платформа, система аксиом. Нужно собраться на всемирный съезд и принять кодекс, своего рода рода символ веры. И за отступление от символа веры карать исключением из дискуссии. Предлагаю начать с установления базовых принципов:

ШЕКСПИР - БЫЛ!

Возможно, именно так Шекспир и выглядел
Возможно, именно так Шекспир и выглядел

Если кто-то с этим не согласен, то он должен идти лесом куда подальше и в дальнейших обсуждениях принимать участие не имеет права. Смысл этой аксиомы в том, что автор корпуса произведений, подписанных этим именем, был их автором и имел моральное право таковым себя именовать.

Причем совер­шенно неважно, как этого автора звали в быту — был ли он Уильямом Шакспером, родившимися в Стратфорде на Эвоне в 1564 году и умершим там же, оставив своей вдове в качестве наследства вторую по качеству кровать, или неким Рэтлендомбэкономиликактамегоеще, скрывавшимся под маской актера. Неважно также, писал ли он в соавторстве сначала с одним, потом с другим, а время от времени и совершенно самостоятельно или, напротив с целой компанией веселых графов. Это все технические подробности, машинерия. Суть в том, что пьесы автора, именовавшего себя Уильямом Шекспиром, ставились на сцене и публиковались в стране, прославившейся любовью к судебным дрязгам, и никто не обращался в суд с требованием разоблачить самозванца. Никто не претендовал на авторские права. Следовательно, автором произведений Шекспира был Шекспир. Точка.

ШЕКСПИР БЫЛ АВТОРОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШЕКСПИРА

Одно из первых изданий Шекспира
Одно из первых изданий Шекспира

И, следовательно, имел (материальные) и имеет до сих пор (нематериальные) авторские права на свои произведения.

Тоже, казалось бы, очевидное утверждение. Однако — отнюдь нет. Ну, вот пример: читаю я крайне интересную книгу албанско-французского классика (многократного номинанта на Нобелевскую премию по литературе) Исмаиля Кадарэ, целиком посвященную Гамлету, и вот, в пылу толкований он заявляет (в рамках рассуждений об эдиповом комплексе, фрейдизме и прочих интересных материях): а ведь никто, мол, не слышал, что там говорил Призрак Гамлету. А вдруг Призрак сказал ему: «А ведь это ты, Гамлет, убил меня!» ? Ну, это все на тему отцеубийства и тому подобного.

Албанское издание "Гамлета" Исмаиля Кадарэ. Изд-во "Онуфри"
Албанское издание "Гамлета" Исмаиля Кадарэ. Изд-во "Онуфри"

Так вот: я категорически не согласен. Можно рассуждать о чем угодно: и что настоящими отцами Гамлета могли быть и Полоний, и Клавдий, и что Гамлет-старший был убит сразу после полуденного секса с Офелией, а может, и сам помер от переутомления, и никто его не травил, это все ладно. Рассуждайте на здоровье. Интерпретируйте.

ТЕКСТ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Но извольте не трогать текста! Как это — никто не слышал, о чем там говорил Призрак??? Да вот мы же и слышали, зрители и читатели! Автор (условный Шекспир) так прямо и пишет в тексте, о чем там говорит Призрак Гамлету, которого он называет своим сыном.

Текст трогать нельзя. Текст после смерти автора охраняется авторским правом и не может подвергаться изменениям. Как только Шекспир закрыл глаза в последний раз, а вдова побежала ощупывать доставшуюся ей в наследство кровать, как все строки его произведений отлились в бронзе и застыли навсегда. Их нельзя менять. Запрещено. Охраняется авторским правом.

То есть, если у автора написано, что появляется человекоподобный Призрак и произносит некий текст, значит, так оно и было. Это не подлежит интерпретации. Мы, зрители, это видим. Мы, читатели, это читаем.

Генрих Фюссли, 1796
Генрих Фюссли, 1796

СВОБОДА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ: У КАЖДОГО СВОЙ ГАМЛЕТ

Дальше уже пожалуйста: настоящий ли это призрак или фальшивый, с какой интонацией он произносил свои речи, каким цветом покрашены декорации, в какие костюмы одеты персонажи — это на здоровье, интерпретируйте, самовыражайтесь. Даже если голая Офелия будет качаться на цирковых качелях и петь грустную песню под русскую гармошку — пожалуйста, режиссер в своем праве. А сказать, что это, мол, видения сошедшего с ума Гамлета, и никакого Призрака там и в помине не было — нельзя. Запрещено! Были офицеры на страже, был и призрак.

Нельзя писать, что это на самом деле Гамлет убил своего папашу, потому что у Гамлета алиби — он был в Виттенберге, изображал студента. А вот все остальное интерпретируйте, пожалуйста, если не будете текст менять.

Вот, могу предложить мою собственную тему для интерпретаций (вроде бы мне нигде такой оригинальной интерпретации еще не встречалось) — Полония не зря звали Полонием. Он символизирует Польшу, и вся интрига завязана на разделе Польши. Сначала войска Фортинбраса собираются у границы Эльсинора, и вот-вот уже война, а потом вдруг — раз! - и хитрый поворот. Фортинбрас, оказывается, идет на Польшу. И в замке то же самое — Гамлет хочет убить Клавдия, спрятавшегося за занавеской, а убивает Полония, то есть поляка. Ни на какого черта ему не нужен был Полоний, а так случайно подвернулся под шпагу. (Если оставить в стороне версию, что Полоний был его настоящим отцом, и речь идет об отцеубийстве).

-5

СМЫСЛ "ГАМЛЕТА" - РАЗДЕЛ ПОЛЬШИ

Ну, и с Польшей то же самое. Не нужна была Фортинбрасу никакая Польша, но как-то так получилось, войска уже собраны, надо чем-то их занять. Ну ладно, и Польша сгодится. То есть, Шекспир явно зашифровал события далекого будущего. А? Здорово я все понял? Но тут надо еще разбираться, а была ли на самом деле во времена, о которых идет речь в пьесе, хоть какая-то Польша на самом деле. Может, и не было еще никакой Польши в те времена, о которых писал Саксон Грамматик и которого драматизировал на свой лад Шекспир.

Но самое главное, что никак не может подвергаться сомнениям:

Шекспир — был!

(предлагаю всем шекспироведам, любителям в том числе, присоединяться и предлагать собственные заповеди для включения в Кодекс, а потом собраться на съезд в Стратфорде для его принятия)

Кто-нибудь считает, что никакого Шекспира не существовало? Признавайтесь!

Ставьте лайк и подписывайтесь! Должно быть интересненько, и не только о Шекспире!

ПОРА ДЕНОМИНИРОВАТЬ! Make Rouble Great Again!