Какими интеллектуальными способностями обладают животные, почему успехи в учебе не определяют жизненной устроенности и почему тесты на IQ не работают
Интеллект в обыденном сознании — это ум. Однако для психологов интеллект — это огромный набор различных характеристик, включая не только способность решать математические задачи и ориентироваться в пространстве, но и управлять эмоциями, строить планы и выстраивать общение.
Тесты на интеллект не показывают полной картины
С точки зрения психологов, интеллект — это способность решать задачи, связанные с конструированием моделей внешних объектов. Иными словами, когда мы хотим понять, на сколько частей надо разделить пирог или сколько гостей пришло на вечеринку, мы создаем мысленную модель ситуации и делаем выводы внутри этой модели. Существует множество видов интеллекта: вербальный, пространственный, флюидный, который определяет способность анализировать новую ситуацию, и кристаллизованный, связанный с тем, как человек оперирует уже имеющимися у него знаниями. Для каждого из них созданы свои методики тестирования.
На основании корреляций различных видов интеллекта выделяется генеральный фактор интеллекта, или общий интеллект. Разнообразные коммерческие методики определения генерального фактора интеллекта основаны на наборе одних и тех же субтестов, то есть тестов на одну определенную способность. Известный многим IQ — это не специфический тест на интеллект, а метод численной оценки результатов тестов.
Ранние тесты на интеллект включали множество стандартных задач, которые подразумевают наличие единственного ответа. Но интеллект — это не только умение вращать фигуру в пространстве и быстро решать математические задачи. Существуют тесты на дивергентное мышление, когда человек должен придумать как можно больше вариантов развития заданной ситуации. И наконец, в 1960-е годы были разработаны тесты на исследовательское мышление. Фактически исследуется способность человека задавать вопросы и ставить себе задачи, чтобы разрешить незнакомую ему ситуацию. Например, человеку дают игрушку-головоломку с множеством ручек, кнопок и заслонок и ставят задачу заставить двигаться какой-либо элемент в этой системе. Результаты тестов на исследовательское и дивергентное мышление могут отрицательно коррелировать с результатами стандартных тестов на интеллект, так как все эти задания исследуют разные стороны умственной деятельности человека. Однако результаты творческих заданий очень трудно интерпретировать.
Уровень интеллекта не зависит от размеров мозга
Кажется, что чем больше мозг, тем выше интеллект, но это не так. Мы не можем сравнивать размер мозга и общий уровень интеллекта, потому что интеллект определяется множеством переменных: не только способностью решать задачи определенного типа, но и умением планировать, ориентироваться в повседневных ситуациях, выстраивать общение. Большинство тестов демонстрируют лишь ту или иную сторону интеллекта. Мы можем говорить лишь о взаимосвязи размера мозга с результатами определенных тестов, но даже в самых лучших случаях размер мозга объясняет от 5 до 10% их результатов. Кроме того, мозг неандертальцев или первых Homo sapiens был больше, чем у современного человека. Последние 25 тысяч лет мозг уменьшается в размере. Поэтому в эволюционном процессе также нельзя увидеть прямой корреляции между увеличением размера мозга и повышением уровня интеллектуальных способностей.
Генетика не программирует интеллект, но позволяет легче учиться
Индивидуальные различия в уровне интеллекта наследуются. Массив работ в этой области — сотни исследований близнецов, приемных детей и их семей — показывает 50% наследуемости. Этот показатель возрастает в течение жизни: в младенчестве — 20%, в детстве и подростковом возрасте — 40%, во взрослой жизни — 60%, а в поздней жизни — 80%. Это означает, что мы не рождаемся с заложенными в генах результатами тестов на интеллект. Гены лишь позволяют нам легче учиться, и если с течением жизни мы выбираем среду, которая соответствует нашей генетической предрасположенности, — среду, в которой можно продуктивно обсуждать интеллектуальные вопросы, читать интересные книги и обмениваться опытом, — то мы можем достигнуть высокого результата.
Эмоциональный интеллект может определять успех в жизни
Люди с высоким коэффициентом умственного развития часто плохо справляются со своей личной жизнью и порой совершают странные, необъяснимые и нелогичные поступки. Круглый отличник, мечтавший о Гарварде и получивший четверку за контрольный тест, взял на следующий день в школу нож и ударил учителя в шею. У многих из нас в запасе есть история о знакомом двоечнике, которому в школе пророчили низкооплачиваемую работу и жизненное неустройство и который достиг значительных карьерных высот.
Предсказать, насколько человек будет успешен, невозможно ни по результатам тестов на интеллект, ни по его академической успеваемости. Разумеется, между этими показателями и устройством в жизни существует некоторая связь: многие люди с низким коэффициентом останавливаются на низкооплачиваемых должностях, а обладатели высокого коэффициента стремятся занять высокооплачиваемые должности, но ни в коем случае нельзя сказать, что так бывает всегда. Одним из важнейших факторов успешности человека является его эмоциональный интеллект: способность выработать для себя мотивацию и стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, контролировать свои эмоциональные порывы и откладывать сиюминутные удовольствия, умение не опускать руки в сложной ситуации.
В книге «Склад ума» психолога Говарда Гарднера была высказана мысль о том, что решающее значение для успеха в жизни имеет не монолитный ум, а скорее широкий спектр умственных способностей с семью ключевыми разновидностями: вербальной и логико-математической сообразительностью, пространственным мышлением, навыками межличностного общения, музыкальностью, кинестетической одаренностью и «внутрипсихической» способностью, которая проявляется в состоянии полной гармонии человека с его истинными чувствами.
Особенно интересным для психологов в этой модели выглядит эмоциональный аспект личностного интеллекта: как эмоции определяют процессы обработки информации и помогают решить задачи, неподвластные сухой логике? Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.
Животные обладают способностью к обобщению
Мышление человека — это прежде всего абстрактное мышление, способность к обобщенному и опосредованному отражению действительности, способность мысленно группировать предметы и явления по общим для них существенным признакам. Сталкиваясь с новой ситуацией, человек соотносит ее с уже сложившимися категориями. Оказывается, важнейшей для нашего мышления способностью к обобщению обладают и высокоорганизованные животные. Например, Йони, детеныш шимпанзе, в эксперименте 1914 года показал умение не только различать цвета, формы, размеры предметов, но и обобщать их по этим признакам: он отбирал из кучи красные предметы вне зависимости от их формы. Птицы с высокоорганизованным мозгом способны обобщать объекты по числовому признаку — то есть выбирать из предложенных картинок такие, где изображены четыре элемента, — и переносить это обобщение на другие ситуации, например реагировать на четыре звуковых сигнала.
Существует несколько различных уровней обобщения: низший уровень, когда предметы мысленно объединяются по одному признаку без возможности перейти на другой; и высший, когда формируется отвлеченное понятие сходства и применяется к объектам, соответствующим друг другу лишь по абстрактному признаку. Некоторые животные способны выйти на этот уровень. Предполагается, что именно высокий уровень обобщения стал эволюционной предпосылкой к развитию языка у человека.
От компьютерных игр не становятся глупее
Существует стереотип, что от компьютерных игр люди глупеют, но это не согласуется с данными экспериментов ученых. Некоторые исследования показывают, что у геймеров развиваются пространственные способности, которые связаны с ориентацией в трехмерном пространстве, в переносе трехмерного пространства на двухмерное. Считается, что женщины хуже справляются с пространственными задачами, чем мужчины. Это представление породило множество анекдотов о девушках за рулем. Однако в экспериментах женщины, которые играют в компьютерные игры, так же хорошо справляются с пространственными задачами, как и играющие в компьютерные игры мужчины. Геймеры также лучше справляются с мультитаскингом, и это может быть применимо в их повседневной деятельности. Существуют исследования, показывающие увеличение объема рабочей памяти у геймеров.
Тем не менее сложности, связанные с выстраиванием методологии исследований компьютерных игр и интеллекта, мешают получить достоверные, воспроизводимые результаты. Наиболее адекватный на сегодня вывод заключается в том, что компьютерные игры слабо влияют на процессы в мозге человека: их эффект не такой сильный, как хотелось бы сторонникам или противникам компьютерных игр.