🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ База знаний
Мы получаем вопросы о производстве литий-ионных аккумуляторов в России с тех пор, как открыли в Москве под вымпелами Neovolt предприятие с линией сборки элементов питания для электроники.
Путь производителя для нас — необходимость. Всё чаще поступают заказы на батареи, которые уже не найти в продаже, аналогов им нет, оригинал снят с производства.
Это уже не коммерция с интернет-магазином, а совершенно новый уровень с исполнением условий контроля качества, исследовательской работой, просчётом ценообразования и другие бесчисленные нюансы.
📈 Насколько это сложно, дорого ли, перспективно ли?
Наш пилотный проект уже вырос в промышленное сотрудничество с крупными заказчиками из государственного и частного секторов.
С недавних пор в качестве эксперимента мы решили выполнять и розничные заказы. Пока не спешим делать красивые лэндинги — на текущем этапе достаточно и простой формы или письменного запроса на редкие экземпляры элементов питания.
Предлагаем разобраться в нюансах создания собственного аккумуляторного предприятия, если вы хотите пойти этим путём или просто желаете узнать, как всё устроено.
Зачем производить литий-ионные аккумуляторы в России?
С самого начала мы хотели дать всем (и себе самим в том числе) возможность заказывать выбывшие с рынка батареи. Регулярно возникают ситуации, когда заказчик ищет редкие элементы к дорогостоящему аккумуляторному электроинструменту, промышленным или медицинским приборам.
Оригинал более не производится, аналогов нет. Что делать?
💡 Стоит ли говорить, что бытовые гаджеты вроде беспроводных пылесосов, планшетов, радиоуправляемых моделей, смартфонов при износе аккумулятора и отсутствии аналога к нему вовсе идут в утиль?
Наступление эпохи электротранспорта, носимых гаджетов и Интернета вещей (IoT, Internet of Things) заставляет простых пользователей и производителей испытывать потребность в компактных литий-ионных аккумуляторах. Рынок переживает нехватку надёжных поставщиков.
О том также повествуют нам СМИ, когда в очередной раз Apple или Samsung объявляют о переносе/отзыве новой модели гаджета из-за бракованных партий батарей.
→ Почему с аккумуляторами для гаджетов так много обмана?
И вот у нас с вами есть технико-экономическое обоснование инвестиций в производство литий-ионных аккумуляторов в России. Если говорить простыми словами, то получается, что это невероятно востребованная идея.
Возможно ли её вообще воплотить в жизнь?
Как выглядит производство литий-ионных батарей?
Воплотить её возможно в одном из двух вариантов (или в двух сразу).
- Завод по производству литий-ионных аккумуляторов
Изготовление элементов с нуля на основе химических материалов с исследованиями и оптимизацией. - Завод по сборке литий-ионных аккумуляторов
Сборка батарей или блоков в зависимости от формы, размера ячейки, уровня автоматизации и годовой производительности.
Стоимость инвестиций в предприятие первого типа значительно (в 5-10 раз) больше вложений во второй вариант.
1. Завод производства литий-ионных аккумуляторов с нуля
Производство первого типа основано на создании ячеек с нуля. Это наиболее дорогостоящий и утомительный в плане подготовки процесс. Он требует больших инвестиций и высоких технологий в цепочке (зачастую основанных на роботизации/автоматизации).
💡 Такому предприятию требуется исследовательская лаборатория, которая занимается поиском наиболее оптимальных химических соединений.
Первый тип аккумуляторных заводов строится в тех регионах (городах и даже их муниципальных образованиях), где существует подходящая экосистема. Например, уже много лет Индия даже с государственной поддержкой никак не может построить ни одного такого предприятия из-за отсутствия инфраструктуры и дороговизны соглашений с поставщиками.
→ Почему отзывы на аккумуляторы с Алиэкспресс полны разочарования?
2. Завод сборки литий-ионных аккумуляторов в батарею
Завод второго типа (по сборке литий-ионных аккумуляторов в батареи) использует готовые элементы от производителя ячеек с нуля и масштабирует их применение так, чтобы они подходили к разным устройствам (в том числе редким, к которым сложно найти запчасти).
На сегодняшний день это такое же востребованное предприятие, как и то, что занимается созданием элементов с нуля. Сборка выполняется в виде индивидуальных конструкций аккумуляторных блоков с возможностями проектирования и доставки конечному потребителю.
Преимущества предприятия по сборке аккумуляторов:
- дизайн и сборка для всех аккумуляторных приложений, включая бытовые приборы, промышленную электронику и электромобили;
- производственная линия для сборки и упаковки аккумуляторов;
- автоматическая и полуавтоматическая фасовочная линия;
- применение нестандартных компонентов, ячеек, BMS-плат и так далее;
- заказ «химии» у мировых поставщиков с налаженной экосистемой от добычи полезных ископаемых до обеспечения гарантии на брак готового изделия.
Если вы намерены конкурировать с китайскими производителями литий-ионных аккумуляторов (о них мы рассказывали здесь), то это будет сверхзатратная инвестиция.
→ По какой причине новые типы аккумуляторов обещают, но они так и не появляются в продаже?
Что понадобится для запуска производства литий-ионных аккумуляторов в России?
Для создания предприятия (как сборочного, так и для производства с нуля) вам понадобятся:
- земля под объект (аренда или приобретение),
- здание (аренда или строительство),
- достаточная мощность подводимого электричества,
- чистая вода (центральное водоснабжение),
- переработка отходов (вывоз и утилизация классифицируются по категории ТБО),
- непосредственно производственное оборудование;
- поставщики сырья.
И это самая лёгкая часть. У вас должны быть опытные специалисты с профессиональными знаниями, как дозировать химические ингредиенты, как правильно настраивать оборудование для производства всех подкомпонентов с определёнными допусками и как изменять аспекты производства ячеек (более 10 станций на линию) после каждой партии.
💡 Интересно, что до тех пор, пока у вас не будет оптимального «рецепта» и отлаженного процесса для предпочтительной производительности на ячейку, ни о каком коммерческом успехе не может быть и речи.
Существует как минимум 5 популярных литий-ионных химических компонентов для различных областей применения. Для каждого из них требуются уникальные настройки производственной линии. Какого-то универсального «Ноу-хау» или «Гайда» не существует ни в книгах, ни в мануалах.
💡 К успешному производству литий-ионных аккумуляторов в России и в любой другой стране можно прийти только получив практический опыт и хорошее наставничество со стороны экспертов.
С чего начинать?
Перед тем, как начать, вы должны:
- исследовать рынок собственной страны, соседних, и других потенциальных стран-импортёров;
- выбрать целевую аудиторию (конкретный рынок и подлинный потребитель);
- определиться с химическим составом, формами и размерами;
- рассчитать годовой объём производства;
- определить налоговую нагрузку и возможности субсидирования.
Только тогда вы сможете начать работать над определением планок затрат на оборудование, рабочую силу и множество других статей бюджета. Выполнив нехитрые этапы подготовки, опытный промышленник обнаружит возможности заключения выгодных логистических контрактов, соглашений с прямыми поставщиками, разгрузки транспортного плеча и так далее.
Пример, сколько нужно денег
Рассмотрим пример предприятия из четырёх производственных линий: аккумуляторы типа 18650, 21700, литий-полимерный «пакет», призматические ячейки LiFePO4. Цифрами поделился бизнесмен из Индии Карла Янга (Karl Young).
Ему понадобилось около 30 миллионов долларов в ценах 2019-го года. Это расчёт на оборудование (90% автоматика), установку, наладку только для одной из четырёх линий 18650 с производительностью ячеек ёмкостью до 250 мВт⋅ч в год (23 млн ячеек в год или условно оснащение 230 электромобилей Tesla).
💡 Сырьё, рабочая сила, электроэнергия, водоснабжение, аренда здания, оплата налогов и прочих сборов — всё это в дополнение к указанной цифре.
Снизить затраты сложно, утверждает Карл Янг. В процессе производства очень много этапов, таких как перемешивание, нанесение покрытия, каландрирование, продольная резка и так далее.
Сырьё занимает большую долю в стоимости:
- катодный материал;
- материал анода;
- технология (используемая химия + техническое «ноу-хау»).
Стоит учитывать и отбраковку на каждом этапе. Если она составляет 5%, то конечный выхлоп остается низким.
Из чего должен состоять бизнес-план?
Ниже приведены несколько обязательных деталей, которые вы должны включить в бизнес-план:
- текущая позиция на рынке и ожидаемый будущий спрос,
- размер рынка,
- статистика,
- тенденции,
- SWOT-анализ,
- прогнозы.
Бизнес-план предоставляет всесторонний отраслевой анализ. Он охватывает подробную отчётность, оценивает положение отрасли, предоставляет аналитические данные SWOT-анализа отрасли.
Отчёт должен включать:
- мощность завода,
- требование по землям и строительству,
- заводское оборудование,
- блок-схема,
- детальное определение потребностей в сырье со списком поставщиков,
- общие капитальные вложения вместе с подробным расчетом нормы прибыли,
- анализ безубыточности,
- анализ рентабельности.
Для инвестора нужен обзор мировой отрасли с подробной информацией о прогнозируемом размере рынка. Лишь затем переходите к более подробной оценке отрасли.
Кто ещё открыл производство литий-ионных батарей в России?
В России в настоящее время импортируют ячейки и собирают их вручную или полуавтоматически в корпуса, модули и пакеты. Многие компании заинтересованы в том, чтобы заняться производством тяговых аккумуляторов для электромобилей, промышленной электроники, устройств Интернета вещей и так далее.
Примеры известных поставщиков литий-ионных аккумуляторов:
Исследовательские центры испытывают недостаток финансирования. Те же «Сколтех» или Институт проблем химической физики Российской академии наук в Черноголовке находятся на пути создания уникальных систем накопления энергии.
💡 Разработкой проектов поддержки и субсидирования производителей систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах в России занимается Минпромторг.
До сих пор российские программы имели лишь точечное воздействие на отдельные виды закупок (тот же муниципальный электротранспорт) или сотрудничество с отдельными предприятиями. Когда как в соседнем Европейском Союзе разворачиваются масштабные проекты поддержки литий-ионной отрасли. Есть все основания полагать, что в господдержка будет расширена и в России в период до 2024-го года с целью развития электротранспорта.
***
Производство литий-ионных аккумуляторов в России доступно всем предпринимателям благодаря практически свободной нише, развитой логистике, относительно недорогому транспорту, электричеству и высокой инвестиционной активности.
Но такой бизнес сложно организовать, так как:
- практически полностью отсутствует государственная поддержка;
- имеется бюрократическая волокита при работе с поставщиками сырья на внутреннем рынке;
- относительно высокие налоги и сборы;
- исследовательская база за свой (а не государственный) счёт;
- трудно преодолевать административные препятствия из-за особых ограничений в каждом регионе;
- оборудование импортное и дорого стоит;
- не хватает опытных специалистов в литий-ионном производстве;
- высокая конкуренция за пределами внутреннего рынка.
Надеемся, это поможет вам разобраться в вопросе производства литий-ионных батарей в России.
Пишите, если возникнут вопросы или вам понадобится больше информации о нашем опыте открытия аккумуляторного предприятия Neovolt. Мы занимаемся производством тех редких аккумуляторов, которых нигде нет в продаже, и оригинал уже давно снят с производства.