Немногие студенты могут позволить себе уволиться или уйти в полугодовой отпуск, чтобы сфокусироваться на учёбе — и когда к работе добавляются ещё и занятия, мозг и тело начинают «пинаться».
Любые изменения в жизни — стресс для организма и психики: в таком состоянии растёт тревожность, ухудшается внимательность, качество сна и память. Худшее, что можно сделать в этой ситуации — ругать себя за непродуктивность и пытаться стать ещё старательнее. Это прямая дорога к выгоранию, потере интереса и мысли «возможно, учёба это не для меня».
С другой стороны, можно попробовать найти баланс и распределить нагрузку таким образом, чтобы быть молодцом и на учёбе, и на работе (не забывая и про другие сферы жизни). Мы попросили студентов факультета веб-разработки Практикума поделиться своими лайфхаками — как им удаётся совмещать учёбу и работу (и не сходить с ума).
А заодно узнали у психолога, как правильно вознаграждать себя, справляться с прокрастинацией и помогать мозгу адаптироваться к изменениям.
Елизавета Дутова, 29 лет, Санкт-Петербург
Работает: руководителем книжного интернет-магазина.
Тратит на работу: 45 часов в неделю.
Тратит на учёбу в Практикуме: 20-25 часов в неделю.
Советует: не отвлекаться во время занятий и вознаграждать себя за прогресс.
Я пошла в Практикум, чтобы научиться делать сайты. Не ради денег — я хочу в свободное время делать сайты для НКО и благотворительных организаций, чтобы они могли рассказать о своих проектах большей аудитории и помочь большему количеству людей.
Первый месяц совмещать учёбу и работу было очень тяжело — мне требовалось освоить огромную теоретическую часть и сделать первый в жизни сайт. Тогда я поняла, что с беззаботным летом можно попрощаться.
Зато сейчас уже проще — я научилась распределять время, чтобы его хватало даже на личную жизнь, это огромный прогресс.
Основное правило для моих друзей теперь звучит так: пожалуйста, не переставайте звать меня на тусовки, когда-нибудь я на них приду.
Я больше не выделяю время на учёбу, я выделяю время на веселье, всё остальное занимает фронтенд. Еду в транспорте — читаю теорию, есть свободные 20 минут и комп — решаю задачи.
Стараюсь на первой неделе пройти теорию, а на второй практику. Самое трудное — сосредоточиться и вникнуть в новый материал, а не просто решать задачки в тренажере, чтобы поскорей с ним покончить.
Моя техника тайм-менеджмента — сила воли. Когда занимаюсь дома, то переключаю телефон в беззвучный режим, придумываю себе вознаграждение, расписываю перерывы, сажусь и учусь. Как только начинаю отвлекаться — делаю перерыв: цветы поливаю, болтаю с соседками или спускаюсь в любимый бар за вишнёвым на вечер — и можно продолжать учиться.
Я разбиваю учёбу на небольшие задачи ****и закладываю время на прохождение: любая тема в Практикуме разбивается на несколько глав, которые в свою очередь делятся на блок задач. Вот пока один блок не закончу — стараюсь от учёбы не отрываться. Но с таймингом всегда проблема — иногда планирую решить семь задачек за час, а в итоге на них уходит всё время, если материал сложный.
Раньше я читала по книге в неделю, постоянно ходила в кино/кафе/музеи, ездила на природу. Теперь я максимум могу себе позволить затусить пару вечеров после работы и/или потратить половинку выходного на что-то приятное.
И в это время мне сложно расслабиться и перестать контролировать время в духе: «Так, сегодня с тусовки уйду в час ночи, чтобы выспаться и завтра с утра сделать это, это и это». Но в такие минуты я напоминаю себе: «Алло! Сегодня пятница, ты пахала всю неделю и отказывала себе в свободном времени, наслаждайся жизнью!».
Но подумать проще, чем сделать, конечно. Когда мне становится грустно, я вспоминаю о своей благородной цели, ради которой я пошла в Практикум, и меня отпускает. В конце концов, учеба даёт мне очень много важного — и это далеко не только знания.
Это новое самоощущение, гордость за то, что я теперь могу сверстать сайт, оживить его с помощью JavaScript, что у меня, оказывается, есть воля и целеустремленность.
Хочу дать новичкам совет: если вы знаете свою конечную цель, то вам не составит труда найти на неё время. Только пожалуйста, отдыхайте и отслеживайте своё психологическое состояние, это будет долгий забег, важно не бросить его на полпути. Будет жёстко, но это настоящее образование — качественное, интересное и прикладное.
Как правильно вознаграждать себя за полезные, но неприятные дела — рассказывает практикующий психолог Полина Пужливая
Вознаграждать себя за прогресс нужно обязательно — это хороший способ мотивировать себя и снижать стресс.
Прислушайтесь к себе и поймите, какое именно вознаграждение вам хочется получить? Не стоит выбирать в качестве вознаграждения слишком значимые, необходимые и крупные покупки — они создают дополнительный стресс от возможной «потери» желаемой награды.
Хорошее вознаграждение — то, которое приносит удовольствие: возможность расслабиться, заняться любимым хобби, весело и спокойно провести время. И не забывайте вознаграждать себя регулярно — это поможет подпитать мотивацию и поддержать стабильное состояние психики.
Виталий Бибик, 23 года, Псков
Работает: программистом и педагогом по системному администрированию.
Тратит на работу: 40 часов в неделю.
Тратит на учёбу в Практикуме: 15-20 часов в неделю.
Тратит на учёбу: 15 часов в неделю.
Советует: прислушиваться к интуиции и самочувствию.
Помимо Практикума и работы я ещё учусь в вузе по специальности «Информатика и вычислительная техника». Не сказал бы, что мне легко даётся всё совмещать — порой после работы и вуза нет ни желания, ни сил сидеть за учёбой.
Когда чувствую, что учиться не хочется, то напоминаю себе о своей цели. Я хочу сдать дипломную работу на максимальный балл, чтобы она стала одной из лучших в Практикуме.
Я учусь, чтобы получить опыт и знания, которые действительно будут востребованы на рынке, и заниматься тем делом, от которого я буду получать удовольствие. И если чувствую, что не хочу заниматься — вспоминаю о своём месте работе и представляю место, в котором мне действительно хотелось бы работать.
Когда начинается спринт, я за 2-4 дня стараюсь пройти тренажёр, а к началу следующей недели — отправить работу на первое ревью. Больше всего времени отнимает практическая работа, если она объемная. Если бы не работа и вуз — я бы сдавал всё за неделю в своём темпе.
Я не пользуюсь техниками тайм-менеджмента — больше прислушиваюсь к своей интуиции и самочувствию. Если учёба совсем туго идёт, то смело иду заниматься чем-то другим, и через некоторое время решение проблемы приходит само.
Моё главное правило, чтобы найти время на учёбу — это спросить себя, сдал ли я спринт.
Если нет — что же тогда бездельничаю? Нужно идти и пилить, пока не сел в яму. Допилил? Можно отдохнуть пару дней или заняться дополнительными заданиями, которые подкидывают наставники — или посмотреть видео на YouTube по темам следующего спринта, чтобы чуть обогнать программу и тратить меньше времени на погружение.
Если у вас будет свободное время — не тратьте его впустую, лучше посмотрите лекции Владилена Минина о непростых концепциях JavaScript или канал HolyJS, либо почитайте серию книг Кайла Симпсона «You don't know JS», она очень классно прокачивает понимание тонкостей языка.
У меня свободное время появилось благодаря тому, что пандемия закрыла все мои хобби — я занимался плаваньем и ходил в спортзал. Не могу сказать, что расстроился: я не планировал стать профессиональным спортсменом, плюс спорт — это дело временное, а знания останутся надолго.
Как помочь мозгу пережить утрату хобби и привычного распорядка — рассказывает Полина Пужливая
Тут важно убедить не столько мозг, сколько ребёнка внутри себя, который считает, что учёба отстой, а сериалы и веселье — класс.
Для этого важно ответить себе честно на вопрос: «А зачем я вообще учусь?» — это поможет найти свою мотивацию. Ответы «это круто/востребовано/модно/перспективно» здесь не подходят.
Зачем ты учишься? Что это тебе даст? Внутренний ребёнок не любит то, что не понимает и не считает интересным. Наша задача найти интерес и понимание, тогда вместо трагедии будут горящие глаза и желание бежать вперёд.
Сара Моррисон, 30 лет, Тель-Авив
Работает: менеджером квеструма.
Тратит на работу: 36-40 часов в неделю.
Тратит на учёбу в Практикуме: 20 часов в неделю.
Советует: не переживать и не винить себя, если не получается укладываться в дедлайны.
На одном из первых занятиях наставник попросил ответить на вопрос «для чего вы учитесь/какого результат от учёбы ждёте». Я написала: «Хочу получить профессию, которая позволит мне жить в любой точке мира». И я иду к этой цели, хотя иногда бывает трудно.
Работа у меня посменная — чёткого графика нет, поэтому я стараюсь тратить на учёбу всё свободное время. Минимум 4 часа — если не получается, то добавляю себе учебные часы на следующий день.
Теория занимает 2-3 дня, а остальное время спринта уходит на практические задания. Это самое трудное — чтобы разобраться, как выполнять задание, приходится постоянно читать документацию, смотреть видео на YouTube, пересматривать вебинары наставников и так далее.
У меня был момент, когда я училась неделями без передышки и лишилась сил. Чтобы он больше не повторялся, я решила один день в неделю не учиться, а заниматься своими делами.
Ещё я делаю перерывы, когда учусь и чувствую, что перестаю воспринимать информацию: встаю, ставлю таймер на 15-30 минут и отвлекаюсь: делаю дела по дому или играю в «Героев Меча и Магии III». Этот же способ помогает мне справиться с прокрастинацией.
Чтобы справиться со стрессом, я сказала себе, что если я и не закончу учёбу в Практикуме, то это не конец жизни. Мне нравится веб-разработка, и я точно буду ей заниматься: я могу доучиться сама, просто это займёт больше времени. Как только я это осознала, мне стало легче — и я стала эффективнее тратить время на учёбу.
Раньше я много переживала из-за мыслей в духе «О боже мой, я ничего не успеваю в срок».
Я перестала переживать и позволила себе отдыхать. Стала слушать себя и оценивать своё состояние, не давить на себя. Если чувствую усталость — отдыхаю. Главное отдыхать без чувства вины.
Учиться и работать тяжело — но это временно. И результат того стоит — главное не забывать об этом.
Как переключаться, но не скатываться в прокрастинацию — рассказывает Полина Пужливая
Прокрастинация — это борьба двух потребностей: например, в учёбе и отдыхе. В результате, часами листая соцсети или залипая в сериалы, мы и не отдыхаем (потому что ругаем себя за непродуктивность), и не учимся.
Тут очень важно оба эти мотива в себе услышать и признать: «Да, мне нужно работать, а потом учиться, но у меня глаза слипаются от усталости и я не справляюсь».
И тогда задать себе вопрос: «Что для меня полезнее сейчас — два часа сидеть и пытаться сосредоточиться или 30-40 минут подремать, помедитировать, погулять, отвлечься, а потом быстро всё сделать на свежую голову?».
Не стесняйтесь выбирать второй вариант. Никто не будет за это ругать. Но в момент отвлечения лучше обойтись без гаджетов.
Илья Коротков, 27 лет, Санкт-Петербург
Работает: в таможенном отделе расследований.
Тратит на работу: 40-45 часов в неделю.
Тратит на учёбу в Практикуме: 30 часов в неделю**.**
Советует: подготовиться к моменту, когда придётся выбирать между учёбой и работой.
Я стараюсь приступить к спринту сразу после его начала, поскольку совмещать учёбу и работу — это, скажу прямо, — непросто. Работа поглощает значительную часть интеллектуальных сил и времени, на учёбу их остаётся меньше.
Сейчас мне приходится минимизировать все посторонние занятия — спорт, хобби, личную жизнь. Чтобы успевать к концу спринтов, нужна серьёзная дисциплина и большая мотивация продолжать.
Я напоминаю себе, что пошёл учиться ради интересной и оплачиваемой работы, и что сейчас стоит потерпеть, потому что в будущем меня ждёт награда. Это помогает браться за тему с новыми силами.
В Практикуме опасно оставлять учёбу «на потом» — «потом» наступит неожиданно быстро и принесёт немало нервов. Я хорошо помню первый спринт, когда посвящал тренажёру и проектной работе всё свободное время, опасаясь не успеть. У меня получилось осилить тренажёр к выходным, а сдать проектную работу — за день до дедлайна.
После этого я позволил себе расслабиться на 3 дня, и ко второму спринту приступил только в среду первой недели — о чём пожалел, когда второпях писал и исправлял проверочную работу в оставшиеся выходные. Почему? Возникла иллюзия, что времени много и я смогу всё сделать быстро, торопиться некуда. Думаю, что здесь очень уместна поговорка «сделал дело — гуляй смело». Теперь стараюсь придерживаться её.
В начале обучения студентам рассказывают о грамотном планировании времени — советую обращать внимание.
Мой собственный лайфхак — заниматься немного вечером, пока не устанешь, и немного утром, на свежую голову.
Для домашних я установил правило — не мешать учёбе. Если я уверен, что спринт идёт хорошо, в качестве вознаграждения могу на выходных выбраться куда-нибудь с друзьями. В моей жизни не произошло серьёзных перемен — если раньше я смотрел кино или играл в видеоигры — сейчас это отошло на второй план, реальная жизнь интереснее.
Возможно, придёт момент, когда нужно будет выбирать между работой и учёбой. Тогда вам может понадобиться финансовая подушка на несколько месяцев, в которые можно сосредоточиться на учёбе.
Как находить время на учёбу — рассказывает Полина Пужливая
Отношение конкретного человека к учебе связано с его опытом и представлением о себе. Кто-то считает, что учёба — это не для него, он тупой и неспособный. Другой будет рад возможности знать больше и козырять этим.
Кому-то учеба дается лучше, кому-то хуже и в силу темперамента (в данном случае обусловливающего скорость усвоения информации), и в силу отношения к преподавателю и материалу.
Здесь важно согласиться с тем, что настало время, когда учёба нужна только тебе. Ни родители, ни учителя больше не будут тебя оценивать, ругать, чего-то ждать. И тогда, всё в твоих руках — и распределение времени, и критерии качества, и требования, и способы мотивации.
Важно определить, в чем ценность именно для тебя именно в этот момент времени. И тогда прошлый опыт, даже очень негативный, уходит на второй план. И настроение, как следствие, становится лучше.
Попробуйте курс веб-разработки, первые 20 часов тренажера — бесплатные. За это время можно будет понять, как он работает и есть ли у вас интерес к этой сфере.