Найти тему
kin0guru

Загадочная планета (СССР, 1974)

Год прошёл со времени запуска на МКС российского робота по имени FEDOR с его резонансной и противоречивой миссией. Но многие ли знают или помнят про экспедицию другого робота Феди - из советского мультфильма "Загадочная планета"?..

Робот Федя
Робот Федя

Освоение космоса вызвало в 1960-е годы настоящий бум научной фантастики в СССР и многие детские писатели не могли остаться в стороне. Конечно этот жанр и на протяжении предыдущих десятилетий невозможно было представить без пионеров, что с завидной регулярностью без спросу и по блату проникали на космические корабли, подземные и подводные лодки, и прочие транспортные средства "ближнеприцельного" будущего. Но в благодарность за бесплатные экскурсии и приключения храбрым школьникам приходилось безропотно выслушивать словоохотливых академиков в ермолках - таких же непременных участников дальних и опасных экспедиций.

Теперь же фантастика стала разнообразней и появились даже произведения на стыке НФ и литературной сказки. В числе первопроходцев на ум конечно сразу приходят Николай Носов с "Незнайкой на Луне" и Виталий Губарев, написавший "Путешествие на Утреннюю Звезду". Позже к ним подтянулись Александр Волков с "Тайной заброшенного замка" и конечно Кир Булычёв, в первой половине 1980-х создавший сказочно-фантастическую трилогию "Непоседа" (с "Лиловым шаром" в качестве завершающей повести).

Кинематограф подобным смешением жанров в начале не баловал. Из мультипликации вспоминается "Мурзилка на Спутнике" (1960), но весь научно-фантастический и сказочный антураж там опять служил лишь для сопровождения исторической экскурс-лекции. В 1971 году вышел рисованный мультфильм "Три банана" (по сказке чешского писателя Зденека Слабого), но его лишь с большой натяжкой можно отнести к космической фантастике (мне он никогда и не нравился за откровенно дурацкий сюжет).

И вот спустя три года появился предмет обсуждения - без сомнения сказочно-фантастический мультфильм "Загадочная планета" по оригинальному сценарию Ирины Токмаковой, известной детской писательницы и литературной переводчицы. В раннем детстве мне встречались только её стихи с замечательными иллюстрациями её же супруга - Льва Токмакова. Не смотря на первый успех, в дальнейшем сотрудничество Ирины Петровны с кинематографом не сложилось - в 1979 сняли ещё один мульт, кукольный ("Ростик и Кеша"), но он совсем унылый - дети такие на дух не переносят. Ни одна из сказочных повестей Токмаковой экранизирована не была. Поэтому лучше вернёмся к дебюту, вошедшему в "золотой фонд" (по крайней мере, мой собственный).

Робот Федя против злого волшебника (мультфильм "Загадочная планета")
Робот Федя против злого волшебника (мультфильм "Загадочная планета")

Неподготовленного зрителя видеоряд "Загадочной планеты" может и отпугнуть (особенно картонным видом юного изобретателя). Техника перекладок, как разновидность кукольной, была менее трудоёмкой по сравнению с рисованными фильмами, поэтому она нашла большое распространение в советской мультипликации, к ужасу основного потребителя - детворы. А по телевизору мультики показывали ведь нечасто - главным образом в "Спокойных ночах" или по воскресеньям, отдельным блоком, которого ждали всю неделю. Не было большего облома чем прибежать с улицы, в предвкушении, и на тебе - кукольный!!

Образ юного астронома может и отпугнуть неподготовленного зрителя
Образ юного астронома может и отпугнуть неподготовленного зрителя

Впрочем и среди кукольных встречались вполне отличные образцы и даже шедевры. Вот только восприятие детей и взрослых (а тем более фестивальных критиков) разнится противоположным образом. "Загадочная планета" создавалась на студии "Экран" для самой юной аудитории - сценарий соответствующий и наполнение тоже. Призов и культового статуса она не снискала, но благодаря актёрам озвучания (в первую очередь, Льву Любецкому в роли злодея), музыке и песням, она всё-таки преодолела пространство, время и возрастную категорию.

Начинается сказка с того, что юный ученый, глядя в свой домашний телескоп, озадачился странным поведением планеты Тари. Для решения загадки он конструирует робота-звездохода с выключателем на спине. Тот хочет, чтоб его звали по-мальчишески, и выбирает имя Федя (предвосхитив название российского собрата, отправленного на МКС спустя 45 лет). Ракета уже ждёт на балконе и с напутствием "никого не подпускать к спине" мальчик-киборг стартует к звёздам.

А в это время на планете Тари... Хотя, смотрите сами:

После недавнего "освежения" мультика в памяти меня не отпускает мысль, которая конечно же идёт в разрез с посылом его создателей. Очевидно, что их система ценностей является продуктом своего времени и не могла не наложить свой отпечаток. Помощь ближнему, победа добра над злом - всё это понятно и хорошо. Но...

... волшебник жил у себя на планете среди любимых грибов и лишайников, слушал любимую музыку, слегка эксплуатировал единственного слугу (тоже по-своему любимого) и на нём же тренировал магические способности - больше ж не на ком. И тут на тебе! Как снег на голову сваливается хиппи-дракон Галактион со своими представлениями о прекрасном и давай наводить красоту - в чужом доме, хотя его об этом никто не просил. Видите ли, иначе он не может. Мало ему необитаемых планет! А тут еще и робот с программой гуманитарной помощи. Это ж полнейшая тоталитарность мышления! Как у авторов фильма, так и у их героев. Точно так же в то время хотели осушить болота, повернуть реки вспять, хищников изничтожить... А как это отразиться на экологическом балансе, меньше всего беспокоились.

Ваше мнение?

(4/5)

(с) Albert Magnus для kin0guru