Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«В первый день воспринимала его как соседского мальчика». Как многодетная семья помогает обрести дом детям из приюта

Семь лет назад Лариса и Виктор Сергеевичи взяли на воспитание четырехлетнего Артема. Несмотря на то, что у пары к тому моменту было уже двое своих детей, они не побоялись ответственности и на какой-то период стали мальчику замещающей семьей. Со временем тяга помочь тем, кто остался без родительской заботы и ласки, только увеличивалась. Сейчас в семье Сергеевичей 10 детей, из которых 6 — приемные. Корреспондент МЛЫН.BY побывал у них в гостях и узнал этапы становления большой семьи, а также как Виктор и Лариса решились на такой шаг, и сколько еще детей из приюта они готовы взять.

«Думала, что это соседский мальчик»

По началу супруги Сергеевичи ездили в приют, чтобы проводить там время с детьми и давать им хоть частичку родительской заботы. Ни о каком усыновлении и речи не шло, ведь в то время у супругов на руках была трехлетняя дочка и годовалый сын, да и жить приходилось на съемной квартире. Однако в определенный момент Лариса и Виктор твердо решили, что хотят стать замещающей семьей, в которой ребенок может дождаться усыновления или возвращения к родным маме и папе. Так в их жизни появился четырехлетний Артем.

-2

— В первый день воспринимала его как соседского мальчика, который пришел в гости, — признается Лариса. — Только когда настало время укладывать спать, поняла, что теперь у меня трое детей. Спустя время с мужем полностью все осознали и настолько привыкли к нему, что через 2 месяца, когда Артема усыновила другая семья, не могли прийти в себя. Было чувство, как будто у тебя забрали что-то родное.

-3
-4
-5

Из-за пережитых эмоций Сергеевичи решили больше никого не брать, чтобы в будущем  не испытывать таких болезненных чувств. Однако свои традиционные поездки в приют не бросили. Каждые выходные они как по расписанию приезжали туда, чтобы проводить время с воспитанниками. И вот, спустя 2 года после истории с Артемом, все-таки отважились снова попробовать с ребенком из приюта. Получилось, что взяли сразу двоих — Риту и Славу.

-6

— Они родные брат с сестрой, поэтому разлучать их было, конечно, нельзя. С нами Рита и Слава прожили около 4 месяцев, после чего их забрала к себе родная бабушка, а потом восстановил родительские права отец. Расставание с ними проходило не так болезненно, ведь мы уже четко понимали, как работает замещающая семья, тем более, они уходили к родственникам. Сейчас у них все хорошо. Папа работает, всегда им покупает все необходимое. Периодически они приезжают к нам в гости, контакт не потерян, — рассказывает женщина.

-7

Но на этом Лариса с Виктором не остановились. Уже спустя месяц после появления Риты и Славы они решили забрать из приюта трех братьев: Андрея, Сашу и Диму.

— За полгода, которые они находились в приюте, мы сдружились и поняли, что ребята нас не простят, если мы их оставим. Конечно, было страшно забирать сразу троих детей, да еще и все мальчики подросткового возраста — настоящая банда, но в итоге, как только они оказались в семье, все пошло хорошо, — говорит Лариса.

Еще через два месяца семья Сергеевичей пополнилась маленькой Доминикой.

— Мы узнали, что из тюрьмы освободилась девушка с полуторагодовалым ребенком на руках. Малышка попала в детское отделение, и мы с моей дочкой Авигеей, которой на тот момент было 2 года, поехали ее проведать. В итоге Авигея убедила меня, чтобы мы взяли Доминику себе. Так в итоге и получилось, а спустя 8 месяцев ее удочерила семья из Столбцов. Мы поддерживаем связь с ними.

-8

Спустя год появилась Диана, маму которой депортировали в Россию. А последней, на данный момент, взятой под крыло Ларисы и Виктора стала Даша — сестра Риты и Славы:

— Когда Даша родилась, ее мама обратилась ко мне за помощью: попросила купить памперсы, питание и так далее. Мы с Андреем все привезли в роддом и с этого момента стали постоянно навещать малютку. Около месяца ребенок лежал в детском отделении. Я уже думала, что если Дашу мама не заберет, то мы ее удочерим, потому что понимали, что в противном случае она попадет в дом ребенка. А я сама как раз недавно родила, моей младшей дочке Кассии исполнилось только 2 года, поэтому была готова нянчиться. В итоге на время девочка оказалась у нас, но мама решила забрать дочь. Однако при необходимости привозит ее нам, как к бабушке с дедушкой. Нам приятно.

-9

Есть еще в семье Сергей, о котором стоит сказать отдельно. Дело в том, что ему уже исполнилось 18 лет, а в прошлом году парень поступил в университет физкультуры в Минске. Вроде как, никаких обязательств Сергеевичи уже перед ним не имеют, однако Лариса и Виктор всегда рады видеть его у себя дома. Вот сейчас студент как раз проводит каникулы у них.

— Сергей нам не чужой. Это наш ребенок, поэтому мы готовы уделить ему время и помочь всем, чем можем, в любой момент, даже когда ему будет и 30, и 50 лет, — уверяет Лариса.

«Несколько раз просили бросить пить ради детей»

-10

Помимо исполнения воспитательной и семейной функций, Лариса и Виктор помогают родителям восстановиться в правах, учат их правильно заботиться о детях и налаживать с ними контакты.

— Например, отцу Даши рассказывали, чем ее можно кормить, как это все правильно приготовить. Маме помогаем с присмотром. Вот ей сегодня нужно было в больницу на осмотр, поэтому Дашку привезли нам, — рассказывает Лариса.

-11

В прошлом году семья Сергеевичей заняла первое место в областном конкурсе замещающих семей «Сердце отдаю детям».

— А вот с мамой Андрея, Саши и Димы дела сложнее. Она периодически приходит их проведать, но у нее проблемы с алкогольной зависимостью. Сколько раз мы ее уже просили бросить пить ради детей, но никак не доходит. Однако при всем это мы не запрещаем встречаться ей с мальчиками. Более того, когда она попала в ЛТП, мы занялись ее поисками и приезжали навещать постоянно. Тогда она почувствовала себя нужной, всегда звонила. Но в итоге после ЛТП снова запила. И так по кругу, — дополняет Сергей.

-12

С Дианой из всех приемных детей ситуация сложнее. Пока ее мама была здесь, говорит Лариса, она старалась поддерживать отношения с дочкой, но после депортации в Россию делать это стало сложнее:

— Зато бабушка старается все компенсировать. Она молодец. Часто приходит, общается с внучкой и та чувствует поддержку.

«Чем они старше, тем сложнее»

Несмотря на все трудности, признаются Сергеевичи, с 10 детьми не так сложно, как можно это представить.

— Что касается готовки, то тут быстро привыкаешь. Когда ты уже изначально знаешь, что тебе нужно сделать утром, составляешь план, который позволяет тебе освободить определенное время. Система налажена и работает как часы, — объясняет Лариса.

-13

— Только вот без жены система ломается. Когда она была в больнице после рождения Кассии, попросили помочь мою сестру. У нее у самой трое детей и семь внуков, но она была в замешательстве, когда оказалась один на один с такой большой семьей. Говорила мне: «Я не знаю, сколько им супа варить. Ночь не сплю, думаю, сколько всего нужно приготовить, чтобы ребята не остались голодными». В итоге на подмогу приходил повар из приюта. Так и справлялись, — парирует Виктор.

«В семье дети учатся заботе друг о друге и помощи ближнему своему».

Важный момент — воспитательный процесс. Лариса отмечает, что своих детей ты растишь с самого начала и видишь, как они формируются, а тут ребенок приходит уже с определенным багажом:

— Где-то пытаешься перевоспитать, а где-то приходится смириться с характером, только немного его подправив.

-14

— Чем они старше, тем сложнее. Из-за того, что уже в жизни произошло много всяких событий, вырабатывается определенный характер. И мы получаем ребенка, привыкшего к свободе, который был сам по себе. А в семье свои правила, поэтому иногда эта притирка проходит нелегко, но учитывая, что мы постоянно ездим в приют и перед тем, как взять себе ребенка, много общаемся с ним, этот адаптационный процесс получается пройти быстрее, — объясняет Виктор.

«10 детей это не предел»

Тем не менее, Сергеевичи не собираются останавливаться.

— По возможности, готовы взять еще ребенка. Мы хотим помочь максимальному количеству детей, поэтому не придерживаемся какого-то числа, после которого точно перестанем принимать детей. Я всегда хотела большую семью, мне нравится заниматься с детьми, помогать им в чем-то, учить, — говорит Лариса.

-15

— А если бы мне в 18-20 лет кто-то сказал, что я буду многодетным отцом, не поверил бы. Мы не ожидали и не думали, что так может получиться, когда брали Артема. Каждый шаг давался непросто, особенно тогда, когда сразу взяли Диму, Сашу и Андрея. Мне тогда еще директор школы сказал: «Я не понимаю, как многодетная семья могла взять многодетную семью». Но нас это не волнует. Если мы видим, что кому-то нужна помощь, то мы ее предоставим, — уверен Виктор.

Сейчас Сергеевичи побуждают знакомых следовать их примеру и некоторые действительно идут на это:

— Одна пара усыновила мальчика и не жалеет. В этом деле важно понимать, для чего ты берешь ребенка. Если для того, чтобы заработать авторитет в обществе, показать себя хорошим, то лучше сразу отбросить затею. Потому что в детей нужно вкладываться. Не должно быть разделения на своих и чужих, каждому нужно уделять время. Поэтому важно осознанно все понимать и действовать, — заключает Лариса.

-16

Вадим Банный

Фото: Павел Шнип