Найти тему
Japanese channel

Искусство иайдо: история и глав школ иай

Иайдо – это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча катана. В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» – это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кендо: шлема, защитного жилета и перчаток.

ИайДзюцу изначально являлась вспомогательной дисциплиной при изучении Кэндзюцу, которая позволяла:

-во-первых, практиковаться с настоящим оружием без опасения причинить вред партнеру.

-во-вторых, позволяла обрести навыки внезапной атаки или защиты в ситуациях, когда нет времени на извлечение катаны из ножен.

Иайдо переводятся с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок.

Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны. Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.

Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном – знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.

-2

Стиль «мусо дзикидэн эйсин» – это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо. Существует множество легенд и историй о его жизни, однако фактических событий о нем известно не так много. Родился он в

провинции Дэва в эру Асикага. Его жизнь окутывает множество тайн и легенд, доподлинно известно немногое. Он вырос в сложной обстановке феодальных распрей. В детстве переехав в округ Ямагата, он начал изучать различные единоборства. Встав на путь физического и духовного совершенства, Хаясидзаки старался путем медитирования и чтения молитв создать самый эффективный метод использования меча катаны в бою.

В течение жизни он создал боевой стиль применения катаны, называющийся «симмэй мусо рю» -"вдохновленный божественно, не имеющий равных".Иайдо, созданное Хиясидзаки, распространялось под разными именами. Его стиль стал базой для двух самых популярных стилей, сейчас известных всем как эйсин рю и мусо синдэн рю. С 16 века многие сотни лет иайдо подвергалось переменам, образовывало новые течения благодаря различным наставникам, обучающих своих учеников. Но, с учетом появления различных техник и тактик, эйсин рю – это стабильная неменяющаяся база, которая обеспечило развитие иайдо со времен средневековья до нынешнего дня.

Сейчас, в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

-3

Главы иай:

Основатель: Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу. Хаясидзаки не был первым человеком, разработавшим иай. Старые рю, такие как, например, Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, Такеноути рю и другие старые системы, преподавали иай задолго до Хаясидзаки. Тем не менее, именно Хаясидзаки, путешествуя по Японии, обучил большое

количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне

школ иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории

иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого

искусства. Хаясидзаки считается основателем системы иай клана Тоса, которая затем

раздвоилась на Мусо Синдэн рю и Мусо Дзикидэн Эйсин рю.

2-й глава: Тамия Хэйбэй Сигемаса. Он учился у Дзинсукэ среди прочих учеников.

Был учителем фехтования у первых трёх сёгунов Токугава:Токугава Иэясу, Токугава Хидэтада, Токугава Иэмицу. Основал стиль иайдо Тамия рю.

3-й глава: Нагано Мураку Кинросай. Военный, который был учеником Дзинсукэ, а затем Тамия. Развивал искусство Иай как часть основанной им школы Мураку рю.

4-й глава: Момо Гумбэй Мицусигэ.

5-й глава: Арикава Сёдзаэмон Мунэцугу.

6-й глава: Банно Данъэмон но Дзё Нобусада. Известен тем, что оказал сильное влияние на последующих глав школы. Служил при Хидэёси и среди прочих обучал и Хасэгава

Эйсин.

7-й глава: Хасэгава Тикароносукэ Эйсин. Считается центральной фигурой в развитии Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Учился у Банно в Эдо. Он трансформировал технику Иай для использования меча "катана" заткнутого за пояс вверх лезвием и разработал набор форм Эйсин рю. Он называл свою школу Мусо Синдэн Эйсин рю Батто Хэйхо, Мусо Хасэгава Эйсин рю, Мусо Дзикидэн рю. Говорят, его исполнение называли «мусо» (несравненным). Сейчас это слово является частью названия школы.

8-й глава: Араи Сэйтэцу Киёнобу. Он преподавал в Эдо после отъезда Эйсина. Предполагают, что один раз он был ронином.

9-й глава: Хаяси Рокудаю Моримаса. Был вассалом Яманоути Тоямасы, 4-го Хансю. Обучался Синмэй Мусо рю у Араи и Синкагэ рю кендзютсу у Омори Рокудзаэмон Масамицу, ронина. Омори, который был прямым учеником Эйсина, но позже был изгнан из-за личных разногласий, основал свою очень характерную школу искусства извлечения меча – Омори рю, с набором форм из позиции сидя на коленях в сэйдза. Формы были разработаны под влиянием школы этикета Огасавара рю. Омори обучал

Хаяси Рокудая своему искусству, и когда позже тот стал сокэ, он включил эти формы в рю, которая теперь имела три направления: Синмэи Мусо рю, Хасагава Эйсин рю и Омори рю. Также он ввел рэйсики (этикет) в тренировочный процесс. В 1675 году он принёс своё искусство в Тоса, будучи на службе у правителя Тоса, и после оно было известно как Тоса

иай. Искусство сильно распространилось в Тоса и охранялось, так как занятия этим искусством считались прерогативой только её жителей.

10-й глава: Хаяси Ясудаю Масанобу. Был приёмным сыном Рокудаю.

11-й глава: Огуро Мотоэмон Киёкацу. Учился у Хаяси и вероятно также у Омори. После его смерти рю распалась на две

ветви или ха, названных по имени двух достигших больших успехов учеников, которые основали свои собственные стили. Первый был известен как Танимура Ками но Дзё Ёрикацу, его стиль был более тесно связан с Тоса иай и в дальнейшем превратился в Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Другой был известен как Симомура Моити Садамаса, и внес значительные изменения. В 20-м веке Симомура ха стало называться Мусо Синдэн рю.

12-й глава: Хаяси Масу но Дзё Масамори. Старший правнук Рокудая, 9-го сокэ. Возможно, это объясняет разделение

школы, когда таланту и старшинству было противопоставлена фамильная преемственность, поскольку Хаяси был намного младше Майсуёри Тейсукэ Хисанари из Симомура ха.

13-й глава: Ёда Мандзай Йорикатсу.

14-й глава: Хаяси Ядаю (Сэйки) Масаёри.

15-й глава: Танимура Ками но Дзё Ёрикацу. Был ответственен за развитие и совершенствование Танимура ха.

16-й глава: Гото Могобэй Масасукэ. Продолжил развитие Танимура ха и вместе с Ое Масамичи внёс значительный вклад в стиль.

17-й глава: Оэ Масамичи Сикэй Росю.Человек, наверно, более всех

повлиявший на современное МДЭР. Оэ сенсей обучался в обоих школах Симомура ха и Танимура ха, некоторое

время занимал пост 15-го сокэ Симомура ха. Он реорганизовал учебный план рю, внеся трехуровневую

систему: Омори рю – Сёдэн (первый уровень), Хасэгава Эйсин рю – Чудэн (второй уровень) и Окудэн иай (третий

уровень). Огромные инновации были сделаны в методике тренировки и в комбинированных техниках, в формах

Хаянуки и Бангай, которые были включены в учебный план. Он также внес в тренировочный процесс парные формы Тати ути но курай и Цумэай но курай. Он официально назвал школу Мусо Дзикидэн Эйсин рю. Так же обучил много

прекрасных мастеров меча, многие из которых имели свои собственные идеи о развитии техники и основали свои собственные Каэ-вадза (альтернативы).