Найти тему
Проект А4

Антон Скулачев: «Мне важно, чтобы ученики с помощью литературы налаживали диалог с самими собой, друг с другом и миром»

Оглавление

Как сделать уроки словесности интересными для современных школьников? Помогают ли в этом тексты «новой природы»? Зачем давать домашнее задание по литературе? Об этом и многом другом перед началом учебного года мы поговорили с Антоном Скулачевым, учителем московской Гимназии № 1514 и председателем Гильдии словесников.

Около десяти лет вы работаете школьным учителем. Что за это время изменилось в вас и ваших уроках?

— В моих уроках поменялось практически все. Учитель, который только пришел работать в школу, не имеет за плечами жизненного и профессионального опыта и чаще всего (за редким исключением) выглядит смешно, что неизбежно и нормально. Это истории и про крики на детей, и издевательства со стороны учеников, тут ничего нового нет — это было и со мной. В вашем вопросе будто есть начало и конец, но я так не ощущаю себя: для меня важно, что я все время развиваюсь и стараюсь меняться. Я сам читаю лекции, но часто слушаю других и учусь у них. Например, счастлив работать рядом с Татьяной Геннадьевной Кучиной, мы с ней соруководители смены в Сириусе, но я на ее занятия прихожу как ученик. Для меня и в школе мы все всегда учителя и ученики одновременно. Здорово, когда это понимает школьное начальство.

Я пришел работать в школу, в которой сам учился. Многие вещи делал по инерции, личный голос вырисовывался постепенно и вырисовывается до сих пор.

А тогда я (как многие молодые учителя) смело утверждал какие-то вещи: к примеру, когда меня учили работать по ФГОСам 2010 года, я страшно злился, мне не нравилось, что живой процесс урока предлагали технологизировать, загнать в шаблон. Зачем я буду тратить время на постановку целей, когда хочу заниматься делом? Спустя пять лет этот ФГОС я защищаю от того мракобесия, в которое его хотят превратить, загнав в железобетон единой (и глупой) программы.

Фото из личного архива Антона Скулачева
Фото из личного архива Антона Скулачева

А ученики изменились за эти годы?

— Это у взрослых бывает по-разному, а дети прекрасны всегда. Я с огромным счастьем вижу, что выпускники 2018 года (которые продолжают ездить в поездки с моим новым классом, участвовать в жизни школы) становятся год от года свободнее.

Я не люблю обобщения, но такого в своем поколении я не видел. Эти ребята готовы развиваться, нести ответственность, готовы отдавать, и им абсолютно начхать на все формальные стороны жизни. И это ужасно круто

Давайте представим ситуацию. Закончился урок, и вы говорите себе: «Какой классный был урок». Что должно было произойти?

— Недавно я сформулировал, что настоящий урок не подлежит пересказу. Это событие, которое происходит здесь и сейчас. В ходе которого мы все, участники этого урока, поменялись. Я, ученики (не будем тешить себя иллюзиями и скажем, что хотя бы какое-то количество учеников) и текст. Пересказать это невозможно, это как рассказать про то, как ты влюбился или боишься смерти. Такие моменты, конечно, бывают очень редкими, и работаем мы не для них. Но они — счастье.

В последнее время в сети появилось много дискуссий на тему нужности/ненужности домашних заданий. Я слышала, что для вас домашняя работа — это важная часть учебного процесса. Почему?

— Когда мы ходим в бассейн, мы ведь сами плаваем два километра, а не только в группах обсуждаем, как мы будем плавать, какая там будет температура воды. Когда мы чему-то учимся, то должны и самостоятельно это сделать. В классе такая возможность редко есть. Важно сосредоточиться, остановиться, остаться один на один с заданием и попробовать его сделать. Математики говорят, что хорошая задача — не та, которую ученик решил или не решил, а та, после которой он идет домой и продолжает ее додумывать и дорешивать, обсуждать со всей семьей. Меня учили, что домашнее задание — это часть следующего урока, который строится на основе того, что ребята сделали дома. Для литературы — это возможность побыть наедине с текстом, еще и в своем темпе, сделать пометки, перечитать нужное, покопаться.

Как сделать уроки литературы интересными? Есть ли какие-то секреты?

— Во-первых, вам самому должно быть интересно. Дальше смотрим, что говорила Надежда Ароновна про программу, которая не должна быть священной коровой. Если текст вас никак не цепляет, его нужно исключать заранее из планирования и не говорить о нем.

Во-вторых, важно вместе с учениками видеть связь литературы и жизни, их жизни прежде всего. Мы не забываем об эстетической природе искусства, но стараемся строить мостики «литература-жизнь» постоянно. Помните «Деву-обиду» из «Слова о полку Игореве»? Марина Анатольевна Павлова спрашивает у учеников: «Когда вы на кого-то так сильно злились, что обида закрывала все вокруг?». Или «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — можно вспомнить ссору или драку в классе, как это было, что чувствовали, как мирились (или не мирились). Я последний год на такие заходы из личного опыта совсем не жалею времени, мы много про это говорим и пишем. Когда начинали баллады, мы писали про то, чего каждый из нас боится. Мне важно, чтобы ученики с помощью литературы налаживали диалог с самими собой, друг с другом и миром.

Еще важно использовать современную коммуникативную среду, погружаться в нее: блоги, фанфики, социальные сети, самые разные жанры современной культуры. Мы все живем в этом мире. Ведь когда делаем любой проект сейчас — мы создаем гугл-док, а не берем амбарную книгу, мы кидаем друг другу ссылки на видео. Но нельзя забывать, что на уроках такие задания должны быть созвучны тексту, вытекать из его поэтики.

«Периодически я, наверное, ругаюсь, но хвалить учеников — мой главный педагогический инструмент». Фото из личного архива Антона Скулачева
«Периодически я, наверное, ругаюсь, но хвалить учеников — мой главный педагогический инструмент». Фото из личного архива Антона Скулачева

В-пятых, обратная связь друг другу. Мама моей выпускницы как-то присутствовала в лагере, где ко мне на игровую станцию приходили группы детей. После часа рядом со мной она сказала: «Я поняла, как вы работаете. Вы просто всех все время хвалите». Это про меня. Периодически я, наверное, ругаюсь, но хвалить учеников — мой главный педагогический инструмент. Ученики знают, что я люблю хвалить хорошие идеи, продуктивные мысли. Современный мир со всех сторон диктует, что человек все время должен стать лучшей версией себя, что вот пока он еще не дотягивает. В этом контексте, мне кажется, что лучше хвалить детей и не надо жалеть превосходных степеней для учеников — конечно же, это должно быть обязательно за дело, ведь похвала без дела быстро обесценивается.

И еще один момент — образ результата. Ученику важно понимать, что все на уроке — это не просто бла-бла, а ведет к чему-то, в конце сделаем проект по тексту или напишем что-то. Важно, чтобы было ощущение финальной точки, результата, здорово, когда он ощутим физически, тактильно.

А тексты «новой природы», о которых много говорят и пишут в «Методической копилке словесников» в Фейсбуке, могут стать мостиком к интересу учеников?

— Безусловно. Они не являются панацеей, но это прекрасная возможность задействовать детей с разными ведущими каналами восприятия. Вопрос, какую фактуру бумаги ты выберешь, чтобы передать ощущения от текста, — это единственный вопрос, который может открыть текст тактильному ребенку. Конечно, важно написать текст-рефлексию, объяснить, почему именно так мы сделали, а не иначе. Плюс такие тексты — это ощущение результата здесь и сейчас. Чаще всего эта работа занимает 45 минут. Максимум еще один урок на представление. Здесь и возможность получения обратной связи. Простите за пафосную мысль, если мы готовим учеников к будущему, то игнорировать тексты новой природы (инфографику, арт-объекты, лонгриды, буктрейлеры, — те жанры, которыми живет современная медиасреда) будет обманом. Умение создавать подобные тексты — это важная компетенция будущего. И заключительное: тексты новой природы — это еще и возможность выразить свое эмоциональное осмысление текста, поработать со своими чувствами, что незаменимо и для литературы, и драгоценно для ученика, который учится говорить о себе, понимать себя.

О Гильдии словесников и цифровой платформе для школ

Гильдии словесников в этом году пять лет. Чем вы особенно гордитесь?

— Гильдия — это люди, которые делают дела. Есть момент, когда я окончательно понял, что Гильдия нужна: этой дистанционной весной, когда мы запустили несколько огромных проектов в помощь учителям. За полторы недели мы наполнили контентом на четвертую четверть школьную цифровую платформу. На сайте запустили несколько разделов с учебными материалами, которые можно использовать на уроках. В марте провели онлайн-конференцию «Русский и литература в дистанте», которую онлайн слушали 500 учителей.

Это сделали мы все — коллеги, которые поняли, что ситуация очень сложная и это повод, чтобы подставить плечо. Это горизонтальные связи взаимопомощи и поддержки, которые работали. Тогда как вертикальные структуры перестали работать в условиях кризиса: РЭШ упала до начала дистанта и не вставала пару недель. А вот человеческая поддержка и взаимопомощь спасительна

Гильдия — это про ощущение счастливой встречи разных людей, которые приносят что-то свое, с радостью вступают в диалог и помогают друг другу. Так много для учителей формальных историй, и нужно вот это ощущение свежего воздуха.

Можете рассказать о работе Гильдии в цифровой платформе для школ, созданной фондом «Вклад в будущее» Сбербанка?

— Нам предложили в апреле срочно создать контент для четвертой четверти. Кто еще согласится, кроме Гильдии? Мы же сумасшедшие, любители авантюр (улыбается). Что это такое? Это проект, в котором может принять участие любая школа. В качестве учебных материалов предлагается контент нового поколения: не учебник, а платформа персонализированного обучения, в которой ученик самостоятельно может выстроить стратегию освоения предмета, он оперативно получит обратную связь от учителя. По литературе нам удалось создать, как мне кажется, интересные модули, которые дальше будут развиваться. Это все создано практикующими учителями со всей страны, авторами учебников (командами И.Н. Сухих, С.И. Красовской, Е.С. Абелюк, А.Н. Архангельского и Т.Ю. Смирновой), методистами. Материалы строятся от умений анализировать, интерпретировать и создавать собственные тексты учениками. Мы воплощали в своих заданиях принципы, которые важны нам: диалог с текстом; задавание вопросов; медленное чтение; подключение разных каналов восприятия; разговор о сложных и неоднозначных смыслах, а не об «авторской позиции». Очень много заданий творческих, исследовательских и проектных. Здорово, что каждый модуль выглядит очень самобытным и авторским. С первого сентября больше 2000 школ начинают работать с этой платформой.

Одной из задач «Проекта А4» является помощь начинающему учителю. Какой бы вы совет дали человеку, который начинает свой путь в профессии?

— Беречь здоровье. Быть внутренне свободным. Ничего не бояться, ведь апостол Иоанн Богослов писал: «Боящийся несовершен в любви», а наше дело — это дело любви. Своих ошибок и провалов тоже не надо бояться, и вообще ничего. Вступить в Гильдию словесников (улыбается).

Надо понимать, что мы все разные и тут не может быть универсальных советов. Ресурс каждого учителя в нем самом: в его авторской интонации, его взгляде на мир и текст. Пожелаю этот ресурс постепенно открывать и взращивать. С одной стороны, все время нужно учиться, впитывать от тех, кто рядом, не останавливаясь на готовых и с виду простых решениях, но с другой — нужно понимать, что самое главное — это внутри тебя.

Рубрика: Человек из профессии
Автор:
Оксана Сергеева