О полном искоренении «дедовщины» в рядах Российской Армии сообщил 26 августа замминистра обороны Андрей Картаполов. О заявлении, сделанном на форуме «Армия-2020», сообщило ТАСС.
Общественная служба новостей попросила социального психолога Романа Волкова прокомментировать заявление замминистра. Мы попытались выяснить, возможно ли такое вообще – искоренить дедовщину? Ведь построение вертикальных иерархий берёт начало в природной сущности человека.
«Вряд ли можно искоренить дедовщину в армии полностью, может меняться форма её проявления.
Попадая в армию, юноши так или иначе вступают в иерархическое взаимодействие. И для кого-то выполнить приказ – это нормально, а для кого-то это нарушение личностных границ и свободы. Многое зависит от воспитания. Кому-то проще выносить физическое воздействие (наказание), а кому-то психологическое (оскорбление)».
Роман обратил внимание, что в обсуждаемых условиях трудно делать строгие научные выводы:
«Считаю, что сложно достоверно определить понятие «дедовщины» и провести масштабное исследование данного феномена, так как армия – это особое место. Если говорить о подготовке солдат к боевым задачам, то необходимо признать: без особого воздействия, они вряд ли смогут их выполнить».
Психолог отметил грамотные технические шаги, которые предпринимает Минобороны:
«Одной из причин снижения количества случаев «дедовщины», считаю снижение срока службы до 1 года, так как для складывания устойчивых неуставных отношений необходимо определённое время».
Напомним, чуть меньше года назад – осенью 2019 года – рядовой Рамиль Шамсутдинов открыл огонь из автомата по своим сослуживцам. В результате погибло восемь человек. Позднее было выяснено, что над Шамсутдиновым в части регулярно издевались.