Федеральной антимонопольной службе (ФАС) пришелся не по вкусу шоколад известного швейцарского бренда Lindt: по ее мнению, продукция, которую продают в России и в Западной Европе, совершенно разного качества.
Как указали в ведомстве, основной причиной является разное количество органических кислот, содержащихся в продукции.
«В образцах шоколада Lindt, реализуемых в России, содержание 12‒14 органических кислот отличается по некоторым образцам на 10‒50%, а в ряде случаев на 100‒220% и более от образцов, приобретенных в Европе», ‒ заявили в ФАС.
Вместе с тем при продвижении шоколада компания делала акцент именно на давние традиции производства, высокую репутацию производителя и гарантированное качество продукции.
«Позиционирование товаров и услуг под обозначениями “стандарт”, “традиции”, “качество” того или иного региона давно вошли в практику маркетингового продвижения во всем мире. Однако иногда производители предлагают российским потребителям по разным причинам адаптированные товары и не информируют их об этом. Такое поведение производителей может привести к перераспределению спроса на рынке и получению ими необоснованной выгоды, что, в свою очередь, негативно сказывается на конкуренции», ‒ сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Кстати, еще в декабре прошлого года служба выдала компании «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Срок исполнения истекал 31 июля, однако компания так и не представила информацию о его исполнении.
Именно поэтому Федеральная антимонопольная служба возбудила дело. Компании это грозит штрафом от 100 до 500 тысяч рублей.
Впрочем, наличие качественных различий в составе продукции, реализуемой в нашей стране и Евросоюзе, производитель категорически отрицает.
«Вся продукция Lindt, которая поставляется на российский рынок, производится на европейских фабриках. Производственные мощности для изготовления отдельной продукции для России на наших фабриках отсутствуют. При изготовлении используются одинаковые ингредиенты, что подтверждают результаты независимого аудита», – подчеркнули в компании.
Из истории вопроса
Ранее ФАС уже возбуждала схожее административное производство против производителя порошков Ariel и Persil. Тогда служба выявила различия в качестве и составе стиральных средств, продающихся в России, и их европейских аналогов. Под «раздачу» попала российская «дочка» Procter&Gamble, продававшая в нашей стране стиральные капсулы Ariel, которые якобы по качеству и условиям использования отличались от западноевропейских.
Досталось и стиральному порошку Persil, а именно компании «Хенкель Рус». Суть претензий была такой же, как и у Ariel. По данным антимонопольщиков, порошок российского производства требует дозировки в 1,5–2 раза больше, нежели европейского.
Как указывает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин, подобные дела зачастую носят больше символический характер.
«Это, наверное, одно из немногих положительных решений, направленных в сторону защиты прав потребителей. Таких решений должно быть намного больше, потому что большие транснациональные [корпорации. – «Фингазета»] взяли за правило сбывать нашим гражданам продукцию недостаточного качества, а порой и второго сорта. В этом случае мы все страдаем», ‒ отметил эксперт.
По мнению господина Егармина, данное решение должно стать предупреждением всем остальным участникам рынка. Причем не только продуктового, но и любого другого: если уж они заявляют свои бренды на российском рынке, то эти бренды должны, бесспорно, соответствовать европейским потребительским качествам, полагает он.
Однако у шоколатье Аллы Комисаровой иная точка зрения – она уверена, что даже при абсолютно одинаковом составе, шоколад будет иметь разный вкус.
«Чтобы сравнивать наш и швейцарский шоколад Lindt, нужны только лабораторные исследования. Вряд ли там специально кто-то что-то химичит. Во всем мире есть огромное количество мест, где растут какао-бобы, и все они имеют свой вкус. Даже урожай в одном месте из года в год меняется по вкусу», ‒ объяснила она.
«Это как с персиками на рынке ‒ все одинаковые. Но где-то вам слаще. Здесь та же самая ситуация», ‒ резюмировала Комиссарова.