Только за нынешний год и только через социальные сети в России было продано поддельной одежды и обуви класса «люкс» на сумму более 23 млрд рублей. К такому выводу пришли аналитики компании по борьбе с контрафактом и защите брендов BrandMonitor.
Как указывается в исследовании, основными каналами сбыта фальсифицированных товаров были Instagram, ВКонтакте, а также Telegram. Впрочем, это так называемые «лидеры», но в целом по стране насчитывается 192 тысячи аккаунтов, торгующих репликами известных марок.
«Средний оборот с одного такого аккаунта с десятью тысячами подписчиков составляет до 450 тысяч рублей в месяц, а прибыль ‒ 115 тысяч», ‒ указывают аналитики.
Только за период с июня 2019 года по июнь 2020-го в сети было размещено не менее 625 тысяч постов с прямой продажей подделок. При этом в нынешнем году процесс активизировался ‒ каждый месяц появляется почти девять тысяч новых аккаунтов фейковых товаров, а это почти вдвое больше, чем годом ранее.
Из истории вопроса
Само слово «контрафакт» произошло от английского counterfeit, что переводится как «подделка».
В частности, контрафактом является новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Частенько используется чужой логотип или же настолько схожий с оригиналом, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» ‒ «Guchi». Ведь рядовой покупатель порой, опирается на смутно знакомую картинку, а как выглядит «настоящий» логотип, даже не знает.
Часто подделываются внешний вид товара, его дизайнерские решения. Это особо актуально для мебели, предметов декора, одежды, наручных часов и иных «приятных мелочей».
Как поясняет основатель и генеральный директор BrandMonitor Юрий Вопилов, именно социальные сети являются одними из основных каналов продаж контрафактного люкса. При этом около 80% таких аккаунтов специализируются на одном бренде и работают не дольше года, а остальные 20% приходятся на страницы, живущие от полутора до двух лет и продающие подделки разных люксовых брендов.
«Сегмент продаж контрафакта в социальных сетях растет. Ведь социальные сети ‒ самый доступный канал для потребителей, здесь легко красивыми фотографиями создать антураж эксклюзивности», ‒ говорит господин Вопилов.
Он отмечает, что продавцами фейка в соцсетях чаще всего являются не физические лица, а организованные преступные группы.
Так, у каждого третьего онлайн-поставщика люксового контрафакта есть шоурум в Москве, а у каждого десятого ‒ офлайн-магазины в Санкт-Петербурге и Краснодаре.
«Российская экономика столкнулась с понятием контрафакта в 90-е годы прошлого века. Однако желающих заработать на добром имени добросовестных производителей своей оригинальной продукции находилось очень много во все времена. Вспомните знаменитые “абибасы”, копирующие известный бренд спортивной одежды. Конечно, с тех пор культура производства контрафактной продукции выросла. Даже в процессе эксплуатации не всегда удается распознать надувательство. Но подделка, пусть даже с приемлемым качеством, тем не менее остается подделкой», ‒ сообщил «Финансовой газете» экономист, кандидат юридических наук Владимир Нечитайло.
Эксперт обращает внимание на то, что рост рынка контрафакта приводит к многомиллионным потерям правообладателей, а потому иностранные инвесторы теряют интерес к российскому рынку.
«Так как фейковая продукция не имеет ни сертификатов, ни лицензии, значит, нельзя быть уверенными в ее качестве. Более того, нередко экономические пираты используют некачественные, а зачастую и токсичные материалы», ‒ отмечает он.
Тем не менее, по данным BrandMonitor, рынок контрафактного люкса растет и прогноз вряд ли кого-то утешет: к июню 2021 года аналитики предсказывают рост продаж в сравнении с нынешним годом на 15%, а в сопоставлении с данными за 2019-й показатель увеличится и вовсе на 20%.