Творчество Робера Брессона занимает особой место в истории кинематографа. За 50 лет работы в кино он снял всего 13 фильмов, держался в стороне от большой киноиндустрии, никогда не примыкал ни к одному направлению. При этом многие знаменитые режиссеры второй половины 20го века неоднократно признавали, что именно фильмы Брессона сформировали их как авторов.
Фильмы Брессона отличает строгость и минимализмом. В них почти нет музыки, диалогов. Все главные роли исполняют непрофессиональные актёры, которых он называл "моделями» и добивался от них из дубля в дубль отсутствия любых намёков на актерскую игру. Удивительным образом этот зрелищный аскетизм в сочетание с особым вниманием к любой мелочи в кадре и выразительным монтажом, создает характерную поэтичность и метафоричность рассказываемых Брессоном историй.
По сути фильмы Брессона - это притчи со множеством библейских и христианских аллюзий. (Считается, что мировоззрение режиссера сформировалось под влиянием католической веры и военного опыта - в начале 2-й мировой войны он провел 18 месяцев в немецком концлагере.) Одна и ключевых тем его творчества - бесчеловечное, жестокое устройство мира. Но никогда она не звучала настолько пронзительно, как в фильме героем которого стал не человек, а кроткий ослик по кличке Бальтазар.
Наудачу, Бальтазар /Au hasard Balthazar (1966) реж. Робер Брессон
Изначально "Наудачу, Бальтазар" был задуман как вольная экранизация знаменитого романа "Золотой осёл" древнеримского писателя Апулеея. Но Брессон сильно переосмыслил первоисточник. В отличие от романа, герой которого был превращен в осла в наказание за его грехи, ослик Бальтазар изначально существо безгрешное, как и дети, к которым он попадает в начале жизни.
Носящий имя одного из библейских волхвов, Бальтазар словно символизирует благость и радость, которое несёт миру весть о Христе. Но мир обрушивает на него все свое зло.
Гордыня, жадность, жестокость, похоть, пьянство, безразличие - Бальтазар сталкивается с проявлениями разнообразных человеческих пороков. Смиренно и безропотно он сносит побои и издевательства, лишь пару раз решаясь на побег. Но всё повторяется снова.
Самая потрясающая сцена в фильме - это встреча Бальтазара с животными в цирке. Безмолвно они взирают друг на другу - страдалец Бальтазар и посаженные человеком в клетки себе на потеху звери. Трудно найти в истории кино сцену настолько же выразительно и лаконично символизирующую царящие в мире людей насилие и жестокость по отношению к более слабым и зависимым.
В тоже время, заточённые каждый в свою отдельную клетку звери словно души людей, пребывающие в тюрьме телесной. Не в силах убежать и воспротивиться человек, как и Бальтазар, обречен всю жизнь на телесные страдания и боль. И в этом смысле история ослика Бальтазара это и притча о скитаниях человеческой души в материальном мире. Не случайно еще один перевод выражения "аu hasard" из названия фильма означает "такова жизнь".
Спустя более полувека с момента выхода этот строгий черно-белый, пронзительный фильм регулярно попадает в первую десятку самых значимых кинопроизведений.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino