Найти тему
Жизнь VS Кино

"Наудачу, Бальтазар" - притча о скитаниях человеческой души

Творчество Робера Брессона занимает особой место в истории кинематографа. За 50 лет работы в кино он снял всего 13 фильмов, держался в стороне от большой киноиндустрии, никогда не примыкал ни к одному направлению. При этом многие знаменитые режиссеры второй половины 20го века неоднократно признавали, что именно фильмы Брессона сформировали их как авторов.

Фильмы Брессона отличает строгость и минимализмом. В них почти нет музыки, диалогов. Все главные роли исполняют непрофессиональные актёры, которых он называл "моделями» и добивался от них из дубля в дубль отсутствия любых намёков на актерскую игру. Удивительным образом этот зрелищный аскетизм в сочетание с особым вниманием к любой мелочи в кадре и выразительным монтажом, создает характерную поэтичность и метафоричность рассказываемых Брессоном историй.

Анна Вяземски, студентка философского факультета, будущая писательница, дочь русских эмигрантов  из княжеского рода Вяземских, впервые снялась в кино в фильме Брессона «На удачу, Бальтазар!» - кадр из фильма
Анна Вяземски, студентка философского факультета, будущая писательница, дочь русских эмигрантов из княжеского рода Вяземских, впервые снялась в кино в фильме Брессона «На удачу, Бальтазар!» - кадр из фильма

По сути фильмы Брессона - это притчи со множеством библейских и христианских аллюзий. (Считается, что мировоззрение режиссера сформировалось под влиянием католической веры и военного опыта - в начале 2-й мировой войны он провел 18 месяцев в немецком концлагере.) Одна и ключевых тем его творчества - бесчеловечное, жестокое устройство мира. Но никогда она не звучала настолько пронзительно, как в фильме героем которого стал не человек, а кроткий ослик по кличке Бальтазар.

Наудачу, Бальтазар /Au hasard Balthazar (1966) реж. Робер Брессон

кадр из фильма "Наудачу, Бальтазар"  (1966)
кадр из фильма "Наудачу, Бальтазар" (1966)

Изначально "Наудачу, Бальтазар" был задуман как вольная экранизация знаменитого романа "Золотой осёл" древнеримского писателя Апулеея. Но Брессон сильно переосмыслил первоисточник. В отличие от романа, герой которого был превращен в осла в наказание за его грехи, ослик Бальтазар изначально существо безгрешное, как и дети, к которым он попадает в начале жизни.

Носящий имя одного из библейских волхвов, Бальтазар словно символизирует благость и радость, которое несёт миру весть о Христе. Но мир обрушивает на него все свое зло.

Кадр из фильма "Наудачу, Бальтазар"  (1966)
Кадр из фильма "Наудачу, Бальтазар" (1966)

Гордыня, жадность, жестокость, похоть, пьянство, безразличие - Бальтазар сталкивается с проявлениями разнообразных человеческих пороков. Смиренно и безропотно он сносит побои и издевательства, лишь пару раз решаясь на побег. Но всё повторяется снова.

Самая потрясающая сцена в фильме - это встреча Бальтазара с животными в цирке. Безмолвно они взирают друг на другу - страдалец Бальтазар и посаженные человеком в клетки себе на потеху звери. Трудно найти в истории кино сцену настолько же выразительно и лаконично символизирующую царящие в мире людей насилие и жестокость по отношению к более слабым и зависимым.

Кадр из фильма «Наудачу, Бальтазар»  (1966)
Кадр из фильма «Наудачу, Бальтазар» (1966)

В тоже время, заточённые каждый в свою отдельную клетку звери словно души людей, пребывающие в тюрьме телесной. Не в силах убежать и воспротивиться человек, как и Бальтазар, обречен всю жизнь на телесные страдания и боль. И в этом смысле история ослика Бальтазара это и притча о скитаниях человеческой души в материальном мире. Не случайно еще один перевод выражения "аu hasard" из названия фильма означает "такова жизнь".

Спустя более полувека с момента выхода этот строгий черно-белый, пронзительный фильм регулярно попадает в первую десятку самых значимых кинопроизведений.

Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц