(Convoy, 1978, США)
Трудно переоценить тлетворное влияние этого капиталистического кинопродукта на непорочные души советских октябрят и пионеров. Это потом, спустя несколько лет, грянет эпоха Видеосалонов, и на тех прожжённых боевиками душах клейма будет негде ставить. Однако в начале 80-х (фильм добрался до СССР не сразу) единственной щёлочкой, в которую мы могли подсматривать за новинками Голливуда, были лишь экраны кинотеатров и ДК. Где каждый такой фильм становился громким событием и поводом сходить на него 2-3 и более раз подряд - конечно, ценой жёсткой экономии карманной мелочи на мороженом.
Почему именно "Конвой" прорвался на своих огромных грузовиках через "железный занавес", было в принципе понятно.
Картина Сэма Пекинпы ("Дикая банда", "Соломенные псы") удачно вписалась в идеологическую политику, согласно которой Советский Союз закупал импортное кино. То есть мы видели на экране абсолютно правильного главного героя - человека из трудового шоферского народа Мартина, пускай и с беспонтовой партийной кликухой "Резиновый Утёнок" (Крис Кристофферсон). Который хоть и поневоле, но объединил вокруг себя соратников-водителей в их протестном "флешмобе" против лицемерных политиков и копов. Последних, напомню, в СССР и без того считали приспешниками и шавками американских капиталистов-угнетателей. А в "Конвое" главный гад, шериф Лайл, вдобавок брал взятки и швырял почём зря за решётку чернокожих - ну просто идеальный враг для классовой борьбы на пыльных дорогах Юга.
Сама их борьба тоже шла по правильным канонам: от мирной демонстрации трудящихся-на-колёсах до разборок со сносом недвижимости в духе Химейера и полноценной, пусть и короткой войнушки. Что давало повод вновь указать пальцем на загнивающий капиталистический запад и воскликнуть: "Глядите! Вот они, истинные порядки мира классового и расового угнетения, а также тотальной бездуховности и чистогана!"
Однако три раза ха-ха!
Шутка в том, что обычному, а тем паче молодому и юному советскому зрителю на всю вышеназванную "идеологию" было начхать с Останкинской башни.
Что бы ни мнили себе важные дяди в костюмах из тогдашнего МинКульта, советский народ валил на "Конвой" в кинозалы не сочувствовать чьей-то там классовой борьбе и не ужасаться "их нравам". Народ балдел от элементарных вещей: от крутого голливудского героя и красотки у него в кабине; от крутых, чадящих дизелями "тачек"; от раздербанистых автотрюков; от традиционной драки в баре и лёгкой... точнее, здесь и вовсе невесомой эротики, но по тем временам и то была радость.
Да и по нынешним временам "Конвой" отнюдь не выглядит морально устаревшим троглодитом из 70-х.
В 21 веке его неплохо оцифровали, а в Сети можно найти копию с классическим советским дубляжем (Джигарханян, Рыжаков, Панков, Басов, Спивак и др.). Хотя, конечно, эпических автопобоищ в духе последних "Форсажей" тут нет, зато все те, что есть, склёпаны по честным технологиям старой школы. Той, где для пускания под откос грузовика не мудрствуя лукаво брали грузовик и пускали его под откос. Ну а программистам доверяли разве что высчитать стоимость трюка в бухгалтерии, а на съёмках этим очкарикам делать было тогда совершенно нечего.
***
В общем, несмотря на то, что в действительности больше половины фильма режиссировал не Пекинпа, а его друг Джеймс Коберн (у Сэма опять обострились его хронические проблемы с бухлом и наркотой), к постпроизводству Сэм вроде бы малость оклемался и этот процесс контролировал сам. Потому что его фирменный драйвовый монтаж присутствует и здесь - ещё одна причина, по которой кино выглядит живеньким и не устаревшим.
Хотя, конечно, измученной "нарзаном" "Форсажем" молодёжи такое добро сегодня и задаром не нужно. Однако всем тем, кто носил в начале 80-х комсомольский значок, пионерский галстук или октябрятскую звездочку, название "Конвой" и кликуха Резиновый Утёнок и по сей день говорят о многом. А уж их раритетно-ностальгическая ценность и подавно неоспорима.