Белоруссия, разделенная на два лагеря (Лукашенко с силовиками и народ), на минувшей неделе вошла в активную фазу «переосмысления». Произошло это после того, как уличный протест подхватили фабрики и заводы.
Стачки заставили Лукашенко столкнуться с реальностью. Рабочие всегда считались основным электоратом действующей власти, и они-то уж точно должны быть благодарны «Батьке» за поддержку промышленности.
Но на встрече с рабочими Минского завода колесных тягачей не что-то пошло не так, а всё пошло не так.
Производство расположено у Минской кольцевой дороги, однако Лукашенко прилетел туда на вертолете. Если говорить образно, то впервые за четверть века у власти он спустился с небес на землю.
И это был явный просчет. Не помогли даже заготовленные приёмы — на встрече Лукашенко включил аудиозапись, якобы подтверждающую, что за протестами стоят координаторы. Но всем на это было уже наплевать, для себя люди вынесли главный тезис: Лукашенко и не думает уходить. А проблему с недовольными будет решать проверенными методами — арестами и увольнениями.
В официальных СМИ визит Лукашенко освещался под девизом «Вышел к народу». Но люди ведь всё видят своими глазами. Видят автобусы, на которых свезли на завод ряженых рабочих. Видят, как до приезда президента силовики задерживают реальны рабочих — из-за неблагонадежности. Народ — страх потерял.
На улицы выходят Брест, Бобруйск, Гомель, Дзержинск, Могилёв… На сторону протестующих переходят силовики.
Оппозиция продолжает свои призывы перейти на сторону народа, гарантируя неприкосновенность. В координационный совет оппозиции вошла писательница Светлана Алексиевич. «Убирайся, пока не поздно», — этот призыв Нобелевского лауреата имел особый вес.
Нельзя точно сказать, что стало причиной переосмысления, но риторика Лукашенко заметно и внезапно поменялась. Из телевизора информационная борьба переместилась в диджитал. В противовес телеграм-каналу Нехта, который стал рупором протестов, политтехнологи от власти запустили свои ресурсы. И вот, пожалуйста, уже готов стикерпак «Я/мыБатька».
Заявления Лукашенко сменили тон. Хотя и на своих условиях, но он готов уйти. Предложил народу поменять главный закон страны. По действующей Конституции у президента очень много полномочий. Если они достанутся следующему главе государства, то это может быть опасно для Лукашенко. Бежать на Запад — не вариант. Литва УЖЕ запретила ему въезд. Евросоюз не признаёт результаты выборов и собирается вводить персональные санкции. Макрон заявил, что надо поддержать протестующих в Белоруссии и подключить ОБСЕ.
Вот и получается, что у Лукашенко есть только одно государство — Союзное. В разгар политического кризиса он вспомнил, что есть, оказывается, старший брат. За последнюю неделю звонков в Москву было больше, чем за весь прошлый год. Появились сообщения, что в Минске приземлился спецлайнер ФСБ России (известно, что самолётом с этим бортовым номером пользуется Александр Бортников).
Из-за стремления помочь Минску, под раздачу рискует попасть Москва. Как результат мы можем получить санкции вместе с Белоруссией. А то и вместо Белоруссии.
Еще больше новостей и интересных разборов смотрите на нашем YouTube-канале.