Стартовые вложения:
от 200 000 Выручка:
50 000 - 60 000 ₽ (для 1 автомата)
Чистая прибыль:
15 000 - 20 000 ₽ (для 1 автомата)
Срок окупаемости:
от 12 мес.
Бизнес на вендинговых аппаратах - это пассивный заработок, при котором вы лишаетесь расходов на зарплату сотрудников и практически не платите за аренду. Выясняем, как превратить мечту в реальность.
Вендинговый бизнес (Vending machine) – это бизнес, построенный на работе вендинговых автоматов, то есть отдельно стоящих аппаратов, которые служат для продажи различных товаров. Первоначально это были закуски и напитки, в дальнейшем многие компании добавили в перечень продаваемых товаров и другие товары, такие как различные электронные гаджеты, зарядные устройства и даже лотерейные билеты.
Вообще, видов и групп вендинговых аппаратов огромное множество. Их можно поделить на две основные группы: аппараты, ведущие торговлю определенными товарами (от напитков и снеков до чехлов от сотовых телефонов и контактных линз) и аппараты, предоставляющие услуги (от оплаты мобильной связи до оплаты парковочных мест). Перечислить, чем сейчас торгуют вендинговые аппараты практически невозможно – это сотни и тысячи наименований продуктов и услуг.
В чем основные плюсы вендингового бизнеса? Прежде всего, реальные финансовые преимущества вендингового аппарата строятся на экономии условно-постоянных расходов – в основном это экономия на зарплате и отчислениях с заработной платы обслуживающего персонала и экономии на аренде торговых площадей. Во-вторых, вы становитесь руководителем собственного бизнеса и можете планировать свое время и управлять своим заработком. В-третьих, вы помогаете людям, которые смогут получать товары в том месте, где их прежде не было
Где устанавливать вендинговые аппараты
Следующим важным моментом в построении вендингового бизнеса является выбор местоположения установки автоматов. По сути, это является одним из ключевых моментов успеха бизнеса на торговых автоматах. Рассматривая локацию для каждого аппарата, необходимо учитывать не только проходимость, но и необходимость получения данной услуги для клиентов именно в данном месте. Например, вендинговый аппарат, в котором продаются закуски, установленный рядом с крупным продуктовым ритейлером, будет совсем не эффективен. Как и аппарат, продающий, например,какао. Посетители отходят от касс с руками, полными покупками и им физически неудобно подойти к вашему аппарату даже за чашкой чая или кофе.
С другой стороны, аппарат, торгующий здоровыми продуктами и напитками, например, предлагающий свежевыжатый сок, будет вполне уместен возле фитнес-центра, особенно, если фитнес-центр не располагает собственным баром. Итак, местоположение, местоположение и еще раз местоположение! Давайте остановимся подробно на факторах, которое обеспечат вам лучшие показатели прибыльности. Сначала о главном. Вендинговый бизнес успешен в местах с хорошим пешеходным трафиком. Самые простые примеры: офисный центр, высшее учебное заведение или школа.
Предположим, вы выбрали место расположения автомата. Теперь нужно установить контакт с владельцем этого помещения или территории, и ему нужно задать правильные вопросы. Вот примерный перечень того, что нужно спросить:
- Какой приблизительно ночной и дневной трафик у данной точки? Обратите внимание именно на ночной трафик, так как именно в это времени потребителю сложнее всего получить товар.
- Какова будет стоимость аренды торговой площади и подключения к электросетям? А если вы поставите один или три, или пять автоматов?
- Насколько обеспечена охрана данной точки, есть ли видеокамеры и будет ли обеспечена дополнительная охрана?
Постарайтесь найти владельцев вендинговых компаний, которые уже установили свои точки в этом месте или подобных. Конечно, владельцы неохотно будут идти на контакт с потенциальным конкурентом, но если у вас это получится, то позитивный отклик о данном местоположении – это уже гарантия успеха и вашего бизнеса.
Что продавать в торговом автомате
Далее остановимся на другом важном факторе – выборе продуктов для торгового аппарата. Любое местоположение отличается от других своей демографией клиентов, структурами трафика и уникальными особенностями. И правильно подобрать ассортимент товаров, продаваемыми вендинговыми аппаратами, жизненно важно для успеха вашего бизнеса.
Факторы, которые нужно учитывать при формировании ассортимента торгового автомата:
- Вкусовые предпочтения. Если ваши товары не соответствуют вкусовым предпочтениям среднего потребителя товаров, то это и не будет продаваться. Конечно, необходимо сделать небольшое маркетинговое исследование, которое поможет больше узнать о посетителях данного места.
- Доступность по цене. Вам нужно выбрать те товары, которые вы сможете продавать дешевле, экономя при использовании вендингового аппарата, как правило, на продавце. Но важен и прямой контакт с производителем. Выбирайте те товары, которые вы можете закупать без или с минимальным количеством посредников.
- Полезность продукта. Да, в настоящее время, когда большинство покупателей следит за своей фигурой и здоровьем, это очень важно. Здоровый образ жизни сейчас в тренде, и покупатель охотнее покупает товар, который считает здоровым.
- Известность товара. Так как вендинговый бизнес не подразумевает наличие продавца или консультанта, то обратите внимание на бренды. С большой вероятностью покупатель оплатит именно известный продукт, о котором он когда-либо слышал, или полезность которого известна.
- Новинки. Иногда потребитель хочет попробовать что-либо новое, необычное, и вы должны дать ему такую возможность. Новинки продаваться дешевле брендовых товаров, и потребитель в целях экономии может приобретать именно их. Создавайте конкуренцию внутри каждого аппарата, потребители оценят возможность выбора.
- Обратите внимание на возможные особенности местоположения каждого аппарата. Больницы или школы могут ограничивать перечень продаваемых товаров.
И, общий совет, касающийся ассортимента товаров. В первое время приобретайте небольшими партиями, хоть это и не обеспечит вас лучшей ценой. Несколько раз плавно меняйте ассортимент торгового аппарата и ведите подробные записи, какие товары являются наиболее популярными в данной точке. Постепенно, вы сможете определить оптимальный ассортимент для каждой точки из закупать более крупные партии товаров, получая большие скидки, но не гонитесь за скидками с самого начала.
Риски вендингового бизнеса
Рассмотрим некоторые риски, которые возникают при начале вендингового бизнеса.
- Повреждение автоматов. К наиболее частому риску следует отнести вероятность умышленного повреждения аппарата покупателем. Вендинговые аппараты, как правило, достаточно хорошо защищены от случайного повреждения, но поломка, вызванная действиями рассерженного покупателя может быть весьма неприятна. Частично этот риск можно минимизировать, создавая эффективные формы обратной связи, которая поможет быстро помочь покупателю, не вынуждая его наносить повреждения аппарату. Второй момент минимизации этого вида риска – расположение аппарата на охраняемой территории и получение гарантий от владельца помещения или территории на сохранность аппарата.
- Причинение вреда клиенту. Еще одним риском является неумышленное причинение вреда покупателю, например, отравление покупателя продукцией вендингового аппарата. В данном случае очень важна система контроля за сроками годности товара и наличие полного пакета всех сертификатов от поставщика товара. В этом случае, даже при возникновении подобных проблем, вы всегда сможете потребовать у поставщика компенсации за понесенный ущерб.
- Невостребованный ассортимент. Ну, и наконец, одним из самых больших рисков в данном бизнесе является неправильный выбор ассортимента товаров для данной локации, на которой расположен вендинговый аппарат. Минимизируется данный риск вашим оперативным контролем за прибыльностью и оборотом каждой точки.