часть 2
Ранним утром, выпив кофе и всматриваясь в окно на покрытую льдом и заснеженную реку Селемджу, задумал разузнать подробнее об этом труднодоступном месте, в которое мы приехали работать – поселок Экимчан.
Поселок расположился между сопок «Цыганская» (местное ее название), Аэропортовской (названой в следствии того, что на ее вершине располагалась и располагается взлетно-посадочная полоса со зданием аэропорта), а с противоположной стороны, на левом берегу реки Селемджи расположились еще две сопки названые по советской традиции Пионерская (та что поменьше) и Комсомольская (высотой около 800 метров, склоны крутые даже немного жутко становится, наверное я бы не рискнул там подниматься).
В настоящее время Экимчан многие местные жители покидают (несмотря на то что поселок является районным центром), в поисках работы и достойного заработка. В скором времени некому будет любоваться живописными и красивые местами вблизи поселка, лишь те немногие кто занимаются экотуризмом захотят туда добраться, да и то с большим трудом. А раньше 1882 году в расцвет золотопромышленности, в поисках заработка многие авантюристы стекались сюда, дабы обогатиться золотом.
Изначально поселение было артелью, после того как запасы благородного металла истощились, старатели двинулись дальше в поисках новых неизведанных и не выработанных золотых жил. Артель стала превращаться в населённый перевалочный пункт для транспортировки грузов на прииски в верховьях Селемджи. Сегодня в окрестностях Экимчана находятся крупнейшие в Амурской области золотые прииски, которые до сих пор продолжают работу. Вся история Селемджинского района и поселка Экимчан связана с золотодобывающей промышленностью и по сей день. Сейчас на территории района существуют 12 золотодобывающих предприятий.
В советское время происходило активное развитие грунтовых аэродромов в труднодоступных частях Амурской области. И в 1938 году началось строительство аэродрома на вершине одноименной сопки. Летом 1943 года аэродром Экимчан вошел в строй действующих на маршруте для перегонки самолетов по ленд-лизу через Аляску, Дальний Восток и Сибирь. Постепенно аэродром начал увидать и лишь в 2009 году, началась активная реконструкция, куда мы и приехали работать. На сегодняшний день аэродром раз в неделю совершает перелеты до Благовещенска, билет для местных жителей в пол цены, по времени лететь примерно час на легендарном самолете Ан-2 (кукурузнике).
Еще от местных можно услышать несколько интересных легенд, связанных с происхождением названия поселка Экимчан. Первая легенда гласит – «что жили два якута по имени Эким и Чан вышли на берег реки Селемджу, один из них, переплывая реку пошел ко дну и стал звать на помощь друга, оставшегося на берегу, тот бросился помогать, но не смог. Бурные воды Селемджи поглотили Экима и Чан». Вторая же легенда звучит более радужно - «Когда-то давным-давно здесь ещё не добывали золото, и люди ходили на охоту с луками, мало было ружей. Жили тогда якуты врозь, каждая семья имела своё место охоты и рыбалки, свой ключ или приток. В это время жил в этих местах знаменитый охотник – якут Эким-чан. Он был очень маленького роста (Эким – маленький), но на лыжах бегал лучше всех. Любого оленя догонял, белку только в глаз бил. А когда умер Эким-чан, то это место так и стали назвать. Потом здесь нашли золото и именем Экима назвали прииск…». Красивые легенды неправда ли?
Вокруг села нетронутая, девственная природа. Горные реки и ручейки, на момент моего нахождения все перемерзли, покрылись чистым голубым льдом, лишь немного припорошены снегом. Над горизонтом куда не посмотришь возвышаются крутые горы, очаровывающие своей монументальностью. А закатное солнце горит раскалённым пламенем и уходит за горизонт, оставляя после себя холодный воздух, который приятно жжет легкие. Вот она красивейшая тайга!!!
Пройдено 5 км