Смазки для ступиц автомобильных колёс
Распространение легковых автомобилей с передним приводом характерное для последних десятилетий, вызвало внедрение «шарниров равных угловых скоростей», сокращённо именуемых ШРУС. Сегодня наиболее распространены ШРУСы, конструкция которых состоит из 6 шариков, внешнего и внутренних колец, с канавками под шарики и сепаратора, удерживающего данные тела качения.
В металле это выглядит так:
На входе в шарнир и на выходном валу видны шлицы. Всё вместе, закрытое чехлом, предохраняющим от попадания в узел дорожных загрязнений, имеет характерную форму и на техническом слэнге именуется «гранатой». Далее, на пути передачи движения от коробки перемены передач – КПП – к колесу, работает ступичный подшипник, устанавливаемый в корпус поворотного кулака.
ШРУС, стоящий перед ступичным подшипником, закрыт уже упомянутым резиновым чехлом, предохраняющий его механизм от попадания пыли, грязи и влаги.
Очевидно, что надёжная и длительная работа такого непростого механического устройства невозможна без постоянной качественной смазки.
Требования, предъявляемые к смазке ШРУСов
Выбор смазочного материала в данной ситуации – непростая задача.
Смазка должна обладать:
· термостойкостью, т. е. способностью сохранять рабочие свойства при высоких температурах, возникающих в процессе работы узла;
· антикоррозионной составляющей, т. е. содержать присадки, предохраняющие смазываемые детали от порчи под действием влаги и других агрессивных веществ;
· способностью препятствовать износу рабочих поверхностей;
· гидрофобностью, т. е. быть невосприимчивой к влаге, которая может попасть в узел в случае повреждения защитного чехла.
Типы смазочных материалов
Рассмотрим 5 видов смазочных материалов, в той или иной степени удовлетворяющих предъявляемым требованиям:
1. Смазки, содержащие литий. Примером таковых может быть Литол 24. Привлекательное соотношение «цена-качество» делает её популярной для многих владельцев авто ценовой категории «ниже средней». Обладая, в целом, приемлемыми свойствами, литиевые смазки плохо противодействуют влаге и подвержены вымыванию.
2. Смазки типа Litho HT. Способны работать при высоких температурах. Содержат никелевые и медные присадки, иногда в них добавляют фталоцианины. В силу ряда причин особо широкого применения не получили.
3. Смазки на основе полимочевины – ALMOL Greasetech Polyurea EP 2. Обладают хорошей термостойкостью при непродолжительном нагреве. Приобрести популярность пока не успели.
4. Молибденовые смазки, выпускаемые под маркой ШРУС. Содержат 3 – 5% дисульфида молибдена. Обладают хорошими эксплуатационными свойствами, но, реагируя с водой, выделяют серную кислоту.
5. Перфторполиэфирные смазки – лучшие по своим свойствам, но из-за высокой цены имеют применение, ограниченное спортивным автомобилестроением.
Важно! Не следует применять:
1. Силиконовые и смазки на основе вазелина не выдерживают нагрева и теряют смазочную способность. Использовать их допускается при хранении и консервации узлов. При установке на автомобиль, подобные смазки следует удалять и заменять на более подходящие.
2. Смазочные материалы, содержащие кальций и натрий недостаточно защищают при попадании в узел воды.
3. Категорически недопустимо применение графитовых смазок.
Отдельно следует предостеречь от смешивания смазок!
Даже лучшие из известных смазочных материалов, будучи объединёнными в новый состав, не гарантируют сохранение своих свойств! Вред, нанесенный технике при применении непроверенных новшеств, может оказаться весьма значительным!