Это заключительная статья в цикле, посвященном трехактной структуре повествования Сида Филда. Надеемся, что вы уже прочитали предыдущие. И, возможно, кто-то уже успел на практике воспользоваться этим материалом. Но, не стоит затягивать. Давайте продолжим!
Основное назначение третьего акта состоит в том, что это заключительная часть истории, где герой выполняет то, что ему предназначено. Самое важное здесь – не затянуть и не поддаться соблазну выкатить пару роялей из кустов. Скорость развития событий должна быть высокой, а объем текста сравнительно небольшим, чтобы читатель мог прочувствовать динамику. Очень важно закрыть все линии сюжета и не начать новых. Мы приходим к кульминации, яркой и выразительной, после которой случается развязка.
1. Герой вступает в финальную битву за достижение своей цели, выступая против антагониста или обстоятельств, в последний раз.
Ромео и Джульетта:
Джульетта сомневается, но принимает эликсир и дом Капулетти оглашает горестный вопль, возвещающий о том, что ее больше нет.
Голодные игры:
Китнисс у Рога Изобилия вступает в бой с одной из трибутов, ее спасает земляк Руты и она с лекарством отправляется спасать Пита. Когда ему становится легче, они собирают продовольствие, чтобы питаться и находят ягоды морника, а рядом с ними погибшего от их употребления трибута.
2. Мы становимся все ближе к развязке, наступление которой уже неотвратимо. Здесь события ускоряются до максимальной скорости.
Ромео и Джульетта:
Ромео так и не получает письмо, в котором говорится о хитром плане, он знает лишь то, что его возлюбленной больше нет. Он отправляется в фамильный склеп, чтобы проститься с ней и закончить свой жизненный путь.
Голодные игры:
Распорядитель Голодных Игр форсирует события, запуская гончих, сгоняя выживших к Рогу Изобилия, где происходит финальная схватка, в которой выживают только Пит и Китнисс. Звучит объявление о том, что правила снова изменились и выжить должен только один.
3. В конечной точке самого сложного момента случается долгожданная кульминация. Случается момент, когда персонаж должен сделать «шаг в бездну», одержать победу над последним препятствием. Поставить точку в своей борьбе.
Ромео и Джульетта:
Ромео убивает жениха Джульетты, потому что тот мешал ему пройти в склеп, видит свою жену бездыханной и принимает яд. Очнувшаяся Джульетта видит своего мужа мертвым и пронзает свою грудь кинжалом.
Голодные игры:
Китнисс достает ядовитые ягоды морника и готовится вместе с Питом съесть их, чтобы погибнуть вместе, поддерживая миф о том, что они с Питом влюблены. Распорядитель игр паникует и признает их право победить вместе, чтобы не сделать их мучениками в глазах дистриктов.
4. Мы приходим к развязке сюжета. Здесь нужно резюмировать то, как пройденный путь оказал влияние на то, как будет складываться дальнейшая жизнь героя. Здесь очень важно не затянуть. Хватит и пары страниц.
Ромео и Джульетта:
Монтеки и Капулетти врываются в гробницу и видят своих детей мертвыми. Монах Лоренцо поведал им историю двоих влюбленных. Убитые горем, противоборствующие семьи примиряются и договариваются поставить золотые статуи в память о Ромео и Джульетте и впредь не допускать кровопролития.
Голодные игры:
Китнисс и Пит остаются в живых и побеждают в Голодных играх, но становятся врагами правящего режима Капитолия. О чем им сообщает Хэмич, их наставник.
Здесь очень важно соблюсти правило, которые многие подсознательно или целенаправленно нарушают. В третьем акте не должно появляться никаких новых сюжетных линий. Все, что происходит, несет в себе след решений персонажа, и действий, совершенных им, в предыдущих частях произведения.
Примерно так работает трехактная структура повествования.
Почему мы взяли два произведения для примера, к тому же, таких разных? Для того, чтобы показать, что, имея прочную проверенную структуру, сюжеты наполнены совершенно разными героями, событиями и сеттингом, в рамках которых все происходит.
Гораздо удобнее писать большое произведение, если перед вашими глазами есть четко прописанная структура того, что вы хотите увидеть в итоге. На примере вселенной Роулинг это можно увидеть едва ли не в начале первой книги, когда Снейп произносит рецепт Напитка Живой Смерти: настойка полыни, сок дремоносных бобов, корень валерианы и корень асфоделя. Снейп же упомянул только два ингредиента, первый и последний. В викторианском языке цветов асфодель — это вид лилий, который означает «я буду сожалеть о вас вечно», а полынь означает «мне тебя не хватает» и символизирует горечь потери. Поэтому скрытый смысл вопроса Снейпа, заданного суровым тоном человека, привыкшего прятать свои эмоции, — это признание: «Я горько сожалею о смерти Лили».
Именно благодаря таким приемам, мы получаем цельное повествование.
Напишите в комментариях, был ли для вас полезен этот цикл статей. Если вам довелось им воспользоваться и написать историю, опираясь на данный материал, поделитесь ссылкой на ту историю, которую написали вы!
А если вы любите писать сами и хотели бы обрести новую аудиторию, либо любите читать больше, чем официально изданные книги, вам стоит кликнуть здесь и окунуться в мир фанфикшна!