Найти тему
Татьяна Пристина

Платить или не платить ребенку за помощь по дому, и если платить, то за что именно, а что ребенок должен делать без оплаты?

Есть мнения за и против. Рассмотрим каждое в отдельности.

«ЗА» — ребенок начинает зарабатывать деньги (получать деньги за свой труд), что очень пригодится во взрослой жизни.

«ПРОТИВ» — ребенок, привыкает получать деньги за помощь по дому, и может начать категорически отказываться выполнять те просьбы родителей, которые они не оплачивают.

Разбираемся, за что платим, и за что нет, и как ребенка приучаем к труду и помощи.

Начиная приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко понимать цель, для чего мы это делаем: чтобы ребенок мог обслужить себя; получил бы навыки, которое ему будут необходимы в будущем; или же мы просто хотим, чтобы он был занят каким-нибудь делом, а не маялся бездельем.

Как приучать ребенку к труду (помощи по дому).

1. Правила. В семье есть правило и оно озвучивается: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда ребенок понимает, что вам действительно нужна помощь по дому, когда он видит, что это реальное дело, то он легко и естественно приучается трудиться. Но для маленького ребенка нужен стимул, так как уборка в доме или помощь по хозяйству для него еще абстрактная вещь («Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой порисуем»; «Если ты сам соберешь книжки и поставишь их в шкаф, пока я домываю посуду, то освободишь мне время для того, чтобы я поиграла с тобой».

2. Если в доме наводит порядок помощница по хозяйству, то не стоит заставлять ребенка убирать в своей комнате, а вот попросить его собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

3. Прежде чем давать ребенку задание, продумываем какое дело ему можно поручить, чтобы это не было игрой, а именно было реальной помощью (качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии - это игра для него, но поставить чистые тарелки в шкаф, или разложить вилки и ложки по ячейкам — это уже помощь). Главное отличие игры от помощи: за помощь благодарят, за игру — нет.

4. Ни в коем случае не критикуем ребенка, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела, помогать по дому («У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!»). Если приходится за ребенком исправлять какие-то, делаем это очень деликатно: поблагодарим, а после, уже не у ребенка на глазах, переделываем. И лишь, когда ребенок начинает понимать, что от него требуется, то уже тогда можно и нужно показывать ему его огрехи, но делать это так, чтобы у него не опускались руки и чтобы ему потом, вовсе не расхотелось вам помогать.

5. Просим и напоминаем. Очень часто родителям кажется, что чем напоминать десять раз, лучше самим все сделать. Не лучше! Потому что в итоге, ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым.

6. Не даем работу в наказание. Так ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение. Вряд ли ребенок проникнется любовью к стирке, если его в детстве заставляли стирать носки, только лишь потому что он забывал обуть тапочки. Наказание это трудно и неприятно, и наказание — это требование, а не просьба.

Хвалим ребенка за сделанную работу.

Хвалим не самого ребенка – какой он молодец, а хорошо сделанную работу. Если работа сделана так себе, то показываем, что не так, и помогаем переделать. За хорошую работу можно давать бонусы (обговариваем заранее – очки, наклейки, поход куда-нибудь).

Иногда детки вдруг чудесным образом все идеально убрали или на отлично сделали домашнюю работу, или сами помыли посуду. Это всегда нас как родителей радует. И тут самое главное понять, что это не значит , что ребенок может это делать всегда, но не делает, потому что ленится. Для него это подобно подвигу, это обозначает, что он уже освоил эти навыки, но пока их повседневное применение для него трудно, но он очень хотел нас порадовать. И тут очень важно, похвалить то, что он сделал, не вставляя фразу: "Можешь, если захочешь".

Совершая подобные чудеса, ребенок демонстрирует нам свою зону ближайшего развития.

Учеба в школе это не работа.

Соответственно не платим за хорошие оценки, хорошее поведение, выполнение домашних заданий и т.п.

Карманные деньги ребенка это его собственность.

Тут не стоит жестко контролировать, на что именно ребенок тратит полученные деньги. Здесь мы можем рассказать и показать своим личным примером, как правильно обращаться с деньгами.

Платим только за дополнительную активность.

Не следует платить: за наведение порядка в своей комнате, уборку игрушек, мытье посуды и любую другую посильную помощь по ведению домашнего хозяйства.

Платить можно за помощь родителям в тех делах, за которую вы все равно кому-то заплатили бы (мойка машины, работа на компьютере), но при условии что работа хорошо выполнена. Потому что тогда, ребенок фактически выступает соисполнителем. При этом, обязательно заранее обозначаем конкретную сумму и по окончании работы полностью ее выплачиваем.

Рекомендации:

1. За один раз работаем над одним навыком (на этой неделе учим заправлять постель).

2. Сначала договариваемся, чего мы хотим прямо сейчас: серьезной генеральной уборки или минимальной.

3. Делим большую уборку на части (сначала собери игрушки с пола, потом расставь книжки и т.д.)

4. Выясняем, что значит "на столе порядок", "комната убрана".

5. Убираем в компании, ведь так гораздо веселее.

6. Можно составить памятки разных вариантов, что значит комната убрана (перечисляем список дел) или составляем список дел по выбору.