В прошлых статьях я уже рассказал о первых 15 советских танках (Рено Русских), которые стали первыми танками СССР. Но из-за экономических и политических препятствий дальнейшее их производство пришлось приостановить.
После этого к вопросу танкостроения в СССР вернулись лишь в 1926-ом году, когда приняли «трехлетку танкостроения». В сентябре состоялось собрание командования РККА, на котором решили что французский «Renault FT-17» слишком тяжёл, медлителен и слаб. А «Русский Рено» признавался слишком дорогим (цена составляла 36 тысяч, в то время как на каждый танк выделяли всего по 18 тыс).
Было составлено техзадание на новый танк — 3 тонны веса, 37 мм пушка или пулемет в башне, 16-мм бронирование и максимальная скорость не менее 12 км/ч. При этом образцом для усовершенствования стал итальянский Фиат — также очередная национальная переделка французского Рено.
В итоге к марту 1927-го был разработан легкий танк «Т-16», после производства которого характеристики решили пересмотреть — минимум 5 тонн веса, более мощный двигатель, и одновременное размещение орудия и пулемета.
Но испытания «Т-16» проявили значительные недостатки этого танка. Поэтому быстро разработали экземпляр со всеми исправлениями и учтенными при новом заказе изменениями. Новый танк получил обозначение «Т-18» и был представлен начальству в мае 1927-го года.
11-17 июня 1927-го года «Т-18» успешно прошел гос. испытания, после которых 6-го июля был принят на вооружение под индексом «МС-1» — Малый танк Сопровождения 1.
Конструкция
«МС-1» имел классическую компоновку — МТО в корме, отсек управления и боевое отделение во лбу. Танком управляли всего 2 человека — командир и механик-водитель.
Бронирование было противопульным. Корпус и башня формировались из гомогенных бронелистов толщиной 8 и 16 мм при помощи заклёпок. В основном бронелисты располагались вертикально, кроме ступенчатого лба.
Корпус разделялся перегородками между МТО и боевым отсеком. Для командира предназначался люк в крыше башни, а мехвод должен был совершать посадку через трехстворчатый люк прямо во лбу корпуса. На дне танка был люк для выброса стреляных гильз.
Башня МС-1 имела шестиугольную форму с командирской башенкой на крыше. В передних двух гранях башни поместили пушку и пулемет. Имелось вентиляционное отверстие в правом борту башни. Поворот башни производился вручную, при помощи спинного упора. Командир в башне сидел на подвешенном ремне.
Основным вооружением служила 37-мм пушка Гочкиса длиной 20 калибров, располагавшаяся в левой лобовой грани. Наводка орудия производилась также вручную. Прицел - простейший диоптрический, позже его заменил телескопический с увеличением х2,45. В боекомплекте присутствовали 96 (а позже 104) снаряда, в ассортименте бронебойных, осколочных и картечных боеприпасов.
В правой лобовой грани находился 6,5-мм пулемет Фёдорова с боекомплектом 1'800 патронов. С 1929-го года его заменили на 7,62-мм пулемет Дегтярева с запасом в 2'016 патронов.
Серийное производство:
- 1927 — 1 шт
- 1928 — 23 шт
- 1929 — 85 шт
- 1930 — 407 шт
- 1931 — 445 шт
- Итого — 961 танк «МС-1»
Характеристики МС-1:
- Масса — 5,3 тонны
- экипаж — 2 человека
- размеры — 3,5 м (длина без хвоста) * 1,76 м (ширина) * 2,12 м (высота)
- вооружение — 37-мм пушка Гочкиса (12 мм бронепробитие на 500 м), 6,5-мм пулемет Фёдорова или 7,62-мм пулемет ДТ
- бронирование — 16 мм в корпусе и башне по кругу, 8 мм в крыше и днище корпуса и башни
- максимальная скорость — 16 км/ч по шоссе и 6,5 км/ч по пересеченной местности
- удельная мощность — 7,5 л.с. на тонну (с 1930-го года форсированный двигатель на 40 л.с.)
- подвеска — вертикальная пружинная, сблокированная попарно
- запас хода — 100 км по шоссе
Вот такой была первая серия Советского Союза из 1'000 танков. Что думаете про МС-1? Не затянул ли СССР с производством первого танка (с 1919-го, вплоть до 1931-го года)?