Найти тему
Золотой Сокол

Краткая история Дестрезы

Термин "дестреза" (La Destreza) можно перевести как "искусство" или "навык". Впервые это слово встречается в историографии с XV-XVI века. Но основоположником отличающегося от остальных европейских школ фехтования направления, нареченного адептами не иначе как La Verdadera Destreza ("истинное искусство", в противоположность "простому, грубому искусству" - vulgar) считается дон Хьеронимо (Иеронимо) Санчес де Карранза (1539-1600/1605) - идальго из Севильи, гуманист, учёный и чиновник.

Jerónimo Sánchez de Carranza
Jerónimo Sánchez de Carranza

В 1560-х гг. еще молодой дворянин с прекрасным университетским образованием Хьеронимо де Карранза начал служить под началом легендарного Алонсо Перес де Гусман и де Суньига-Сотомайры, герцога Медина-Сидонии (будущий командующий Непобедимой Армады). За заслуги в войне Филиппа II за португальский престол де Карранза был возведен в рыцарское достоинство и стал командором португальского Ордена Христа (наследники местных тамплиеров). Именно в эти годы де Карранза и пишет свой знаменитый труд «Философия Оружия и Дестреза и Христианская Атака и Защита» («De la Filosofia de las Armas y de su Destreza y la Aggression y Defensa Cristiana»), которая правда будет издана лишь в 1582 г. Известность Карранзы тогда в испанских землях была огромной. Правда, сам Карранза не относил себя к выдающимся фехтовальщикам, а скорее предпочитал выступать как "судья чести". Впрочем, после службы в армии Карранза действительно работал именно как профессиональный судья Мадрида.

Титульный лист к книге де Карранзы
Титульный лист к книге де Карранзы

В 1589 году де Карранза дослужился до должности губернатора Гондураса, где яростно боролся с коррупцией местного казначейства и духовенства. В 1595 году отразил налет французских каперов на вверенные ему земли. Через год окончился его губернаторский срок и Карранза переехал в Гватемалу, где жил до самой своей смерти.

Opus magnus де Карранзы не зря назван "Философия...", ведь в своем труде он опирается на размышления Аристотеля, Платона и итальянского мыслителя Марсилио Фичино, затрагивает вопросы математики, геометрии, медицины и этики, прозвав этот замысловатый симплекс esgrima filosofica (можно перевести как "боевая философия"). В прологе де Карранза очень резко критикует современных дворян, говоря, что они «...ныне все более напоминают женщин или, лучше сказать, разодетые субстанции, не пригодные ни для опоры в мирное время, ни для защиты во времена войн...». А затем автор повествует об идеале мужчины - Hombre de letras, начитанный, интеллектуальный человек, способный победить и в философском споре... и в бою с оружием.

Luis Pacheco de Narváez
Luis Pacheco de Narváez

Дело де Карранзы продолжил его ученик - дон Луис Пачеко де Нарваэс (1570-1640). Жизненный путь он начал в качестве военного на Канарских островах. Предположительно в 1590-х гг. познакомился со своим учителем - доном Хьеронимо де Карранзой, книга которого в свое время произвела на него огромное впечатление. Нарваэс немало продвинулся в своем деле - он написал несколько трактатов (в т.ч. разборы техники вышеупомянутой La Vulgar Destreza), улучшил методику Карранзы и вообще прослыл очень талантливым и сильным фехтовальщиком. Со временем он несколько отдалился от учения Карранзы, что произвело раскол между следующими последователями Дестрезы. Мало того, в своих записях он говорил о том, что Карранза опирался в своей "Философии..." на итальянских мастеров, вроде известнейшего Агриппы.

Титульный лист Libro de las Grandezas de la Espada
Титульный лист Libro de las Grandezas de la Espada

В 1605 году выходит главное творение де Нарваэса - «Книга о Величии меча», в которой он описывает множество принципов и секретов, переданных ему Карранзой. Нарваэс приводит здесь любопытные схемы с кругами и положениями клинков в них при рубящих или колющих ударах (circonferencia imaginata entre los cuerpos contrarios), описание основной позиции фехтовальщика в виде "прямого угла" (рука с оружием в одной линии вытянута в лицо противника, ноги расставлены не широко, а корпус развернут в пол оборота).

Боевая стойка Дестрезы (по Нарваэсу)
Боевая стойка Дестрезы (по Нарваэсу)

После выхода на свет еще одного труда («Простой способ экзаменации учителей в искусстве фехтования с оружием», 1625) де Нарваэс назначен королем главным экзаменатором всех учителей фехтования в Испании (дело в том, что в Испании тогда на получение аккредитации к профессии Маэстро существовала настоящая монополия). Кроме того, он стал личным учителем фехтования самого Филиппа IV. Стоит отметить, что столь высокое положение не могло не вылиться в недоброжелательное отношение к нему множества последователей Дестрезы, которым было отказано в аккредитации.

Из других последователей Дестрезы можно упомянуть, например, Октавио Феррару (Octavio Ferrara) - уроженец Сарагосы, который в первой половине XVII века работал в Мадриде при дворе барона Хуана Фердинандо, который упоминается в отдельных сохранившихся от Феррары записей его труда Compendio y Philosophia y Destreza de las Armas (1625). Или, например, Луис Диас де Вьедма (Luis Diaz de Viedma) - еще один мастер своего дела, отлично разбиравшийся также в работе с мечом-монтанте и написавший основательный Método de enseñanza de maestros en la ciencia filoйsófica de la verdadera destreza matemática de las armas (1639), что можно попробовать перевести как "Метод обучения мастеров в философской науке истинной математической Дестрезы на оружии".

Достойное место среди других маэстро занимает Франциско Антонио де Эттенхард и Абарка (Francisco Antonio de Ettenhard y Abarca) - дворянин, военный, рыцарь Ордена Калатравы, посвятивший свою жизнь живописи и фехтованию, открывший академию прямо в своем доме и составивший фундаментальный сборник Compendio de los fundamentos de la verdadera destreza y filosofía de las armas (1675). А еще был португалец Диогу Гомеш де Фигейреду (Diogo Gomes de Figueyredo) - человек с довольно интересным прошлым, который оставил как минимум пару занятных трактатов, один из которых посвящен Дестрезе - Oplosophia e Verdadeira Destreza das Armas (1628).

Титульный лист труда "Метод обучения..." дона Луиса Диаса де Вьедмы
Титульный лист труда "Метод обучения..." дона Луиса Диаса де Вьедмы

Вообще, здесь стоит сказать, что в XVII веке, несмотря на повальное увлечение La Verdadera Destreza, одновременно на Пиренеях уживалось и его ответвление La Vulgar Destreza ("простая" Дестреза), о которой писал еще тот же Нарваэс.

Ну и завершим мы основной обзор, пожалуй, таким великим автором, как маркиз Франциско Лоренц де Рада и Арензана (Francisco Lórenz de Rada y Arenzana) (1660-1713) - дворянин, военный моряк, рыцарь Ордена Сантьяго, отправившийся жить в Америку и ставший впоследствии губернатором Веракруса, главным канцлером Королевской Канцелярии и registrador'ом Новой Испании. В 1704 году, в ходе войны за Испанское наследство, король даровал ему благородный титул маркиза. Но и это еще не все, ведь де Рада написал несколько книг, посвященных фехтованию, самая известная из которых, пожалуй, Nobleza de la espada: cuyo esplendor se expressa en tres libros, segun ciencia, arte, y esperiencia (1705), трёхтомник "Благородство меча" - вершина мысли испанской Дестрезы, которую очень высоко оценили современники.

Книга маркиза де Рада - настоящий учебник испанского фехтования.
Книга маркиза де Рада - настоящий учебник испанского фехтования.

Отдельно хочется упомянуть такого необычного автора, как голландец Жерар Тибо д'Анверс (1574-1627) - сын торговца шерстью из Антверпена (в то время Фландрия была испанским владением). Уже в юности Тибо был настоящим интеллектуалом - изучал медицину, архитектуру и живопись, писал стихи и страстно занимался фехтованием.

Примерно в 1600 году Тибо переехал в Севилью - родину де Карранзы, основателя Дестрезы, где увлекся этим направлением. В 1610 году он вернулся на родину, где в следующим же году выиграл крупнейший в Голландии турнир по фехтованию. В те же годы он начал писать свой главный труд - "Академия меча" (Academie де l'Espee), которая выйдет только через год после смерти автора (1628) на французском, т.к. Тибо не мог найти достаточного финансирования проекта, а король Людовик XIII был страстным фехтовальщиком и оплатил книгу.

Книга Тибо - пример очень красивого и подробного иллюстрирования для своего времени
Книга Тибо - пример очень красивого и подробного иллюстрирования для своего времени

К сожалению, преждевременная смерть автора не дала ему увидеть свое творение и издать второй том книги, где он собирался разобрать верховую езду. Стоит отметить, что голландец Тибо преобразил концепцию Дестрезы, ввел новые термины и приемы, изменив первоначальную версию. Так или иначе, но "Академия меча" считается одним из самых подробных и лучших памятников истории фехтования.

Гравюры книги Тибо иллюстрируют отработку финтов и уколов. Обратите внимание, что используется свойственная Дестрезе боевая стойка с вытянутой на противника вооруженной рукой
Гравюры книги Тибо иллюстрируют отработку финтов и уколов. Обратите внимание, что используется свойственная Дестрезе боевая стойка с вытянутой на противника вооруженной рукой

В заключении хочется сказать, что некоторые приемы испанской Дестрезы, вместе с французской и итальянской школами методиками в конце XIX века преобразовались в то, что сейчас называется спортивным олимпийским фехтованием.

Осколки же классической Дестрезы используются сейчас разве что матадорами в традиционной корриде. Также дестреза в разделе espada y daga (меч и кинжал) оказала большое влияние на становление филиппинского боевого искусства - асрим (escrima). Это связано с широким распространением Дестрезы в XVII веке по обширным испанским колониям.

Примечание: огромная благодарность ученым комментаторам и нашим коллегам, в частности, Алексею Алимову, с замечаниями которых эта статья и наши знания стали лучше.

#историческое фехтование #военная история #фехтование #дестреза