Время строительства «КАМАЗа» – это небывалый энтузиазм, который, однако, умело поддерживался. О политтехнологиях первопроходцы тогда и не слыхивали, реклама просто отсутствовала, а вот с наглядной агитацией люди жили в мире и согласии – она была неотъемлемой частью жизни, олицетворением эпохи. Значение её в мобилизации рабочих трудно переоценить. О ней и пойдёт речь в сегодняшнем посте.
Не лозунг, а песня
В агитационное дело шло всё, что подходило. На одном из плакатов, висевшем в своё время на улицах Набережных Челнов, была фраза из настоящей песни. «Сын я Братска, внук Магнитки, а зовут меня КАМАЗ!» – слова и ноты этой песни были опубликованы в газете «Социалистическая индустрия на строительстве Камского автозавода» 26 апреля 1973 года.
Город будущего начинал встречать такими «визитками» новосёлов и гостей с первых лет и с первых шагов, задавая приподнято-деловой тон и сообщая о себе актуальную на данный момент информацию.
А далее стенды, флаги, растяжки словно выполняли миссию сопровождения по всем проспектам и магистралям.
В статье использованы архивные материалы, предоставленные Музеем «КАМАЗа».
Как правило, плакаты и транспаранты, вдохновлявшие на трудовые подвиги, были сделаны профессионально, но главное – просто, ярко, лаконично и конкретно.
И производили сильное визуальное и эмоциональное воздействие на строителей «КАМАЗа» – зажигали и поддерживали в них внутренний огонь энтузиазма.
Активная и успешная работа пресс-центров Автограда получил своеобразное обобщение и презентацию в книге С.И. Кирилова «Наглядная агитация на стройке (Из опыта работы пресс-центров на строительстве КамАЗа)», которая была выпущена московским издательством «Плакат» в 1978 году.
Этот уникальный экспонат передал в дар камазовскому музею Н.Ф. Галиуллин. Экземпляр, в котором немало иллюстраций, можно также отыскать в Российской государственной библиотеке. Или дождаться нашего отдельного поста, который мы посвятим этой книге.