Всем привет! Меня зовут Станислав Миков, и в этой статье я рассказываю о своём путешествии по Соловкам. Если вам понравится этот материал, не забывайте подписываться на мой канал и ставить лайки!
Прогуливаясь по Соловкам в солнечный безветренный день, можно в какой-то момент почувствовать себя в раю: густой лес тихо шумит о чём-то своём, укрывая тебя тенью от яркого солнца. Пахнет багульником, корой сосны и миллионом других едва заметных ароматов, складывающихся в запах северного леса.
Однако, несмотря на кажущуюся безмятежность, история Соловков полна тёмных и печальных страниц. Практически любое хоть сколько-нибудь выдающееся место здесь в прошлом было обильно полито потом, кровью и слезами.
И сегодня я немного расскажу об одном из таких мест — Вознесенской церкви, находящейся на Секирной горе Соловецкого острова.
Наверное, ни про один другой объект на Соловках нельзя сказать столько раз «самый»: Вознесенский скит, на территории которого находится церковь, расположен на самой высокой точке острова.
На куполе расположен действующий маяк, видимый ночью за многие километры — самый заметный ночной ориентир острова — и самый высокий беломорский маяк — 98 метров над уровнем моря.
Здесь находится самая длинная на Соловках лестница — почти 100 метров.
А во времена существования СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) в этой церкви находился штрафной изолятор, имевший весьма дурную славу — и совершенно заслуженно. Больше всего заключённые боялись попасть сюда.
Но обо всём по порядку.
В середине XIX века на горе Секирной был основан скит, и при нём про проекту архитектора А. П. Шахларёва в 1862 году была построена каменная церковь, дошедшая до наших дней в практически неизменном виде.
Маяк, венчающий церковь — не декоративный элемент, а настоящий навигационный инструмент. До 1904 года маяк светил при помощи керосиновых ламп, после этого времени использовалось электричество.
После революции деятельность монастыря была приостановлена, опустел и Вознесенский скит. А спустя 6 лет, в 1923 году, был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
Основная часть заключённых была сосредоточена в районе монастыря, а скит, в силу его удалённости, был переделан в место содержания штрафников — сюда отправляли за различные повинности.
Персонал штрафного изолятора состоял из особой касты заключённых — бывших военных, милиционеров и служителей НКВД — и при поддержке лагерной администрации они в довольно краткие сроки создали совершенно невыносимые условия.
К сожалению (или счастью), правила Дзена не позволяют привести многочисленные ужасающие свидетельства выживших заключённых, вкратце отмечу лишь то, что чтобы существенно подорвать здоровье, было достаточно провести в бывшей Вознесенской церкви 3-4 дня, а для тех, кого отправляли сюда на полгода — это был гарантированный смертный приговор.
Пользуясь случаем, я очень рекомендую всем, кто интересуется историей Соловков, не поскупиться и купить серию книг «Воспоминания Соловецких узников», где собраны воедино воспоминания прошедших СЛОН людей — от скупых и немногословных до эмоционально пронзительных и объёмных, от трагических до иронических.
У меня есть пока только первые три тома серии, и, честно, это самый лучший источник информации о жизни на Соловках в то печальное время.
Если интересно, по ссылке ниже можно найти и купить книги из этой серии. В церковной лавке на Соловках они стоят не сильно дешевле.
Во время войны храм-маяк не использовался, а после, когда остров принадлежал военным, служил обычным маяком, при нём же жили служители.
В 1960 году маяк прошёл глубокую модернизацию, а с 1992 года церковь была возвращена в ведение монастыря, и обслуживанием навигационных средств занимаются особые монахи-послушники.
А на этом видео вы можете полюбоваться на красоты Соловецкого острова и облететь Вознесенский скит вокруг и посмотреть на то, как он выглядел в начале августа 2020 года.